Викторовцы из села Красного Вятского района

В 1927 году митрополит Сергий (Иван Страгородский), заместитель Патриаршего Местоблюстителя, издал декларацию о лояльном отношении к советской власти».1  Тогда многие видные иерархи не признали «нового курса» митрополита, назвав его «сергианством». Они образовали новое религиозное течение - Истинно Православную Церковь.

В Вятской епархии произошло разделение между архиепископом Павлом (Борисовским), поддерживающим митрополита Сергия, и викарным епископом Глазовским Виктором (Островидовым)2.

До своего ареста в 1928 году епископ Виктор создал на территории Вятского края параллельную структуру органов церковного управления. На его сторону перешло значительное число приходов по всей Вятской епархии. На стороне викторовцев оказалось большинство монашествующих.3

ИПЦ с самого начала ее возникновения являлась запрещенной властями. Поэтому основным вопросом на допросах арестованных священнослужителей той поры был вопрос об отношении к епископу Виктору и его учению. Для осуждения было достаточно, если обвиняемый признавал себя последователем идей епископа Виктора. Все это хорошо прослеживается в судебно-следственных делах, хранящихся сейчас в Государственном архиве социально-политической истории Кировской области.

В селе Красном Вятского района приход считался викторовским. Такое решение исходило от прихожан, в 1927 году удаливших священника-сергиевца и призвавших на службу последователей епископа Виктор — сторонников «старой церкви» - священника Ивана Георгиевича Рудина и дьякона Александра Васильевича Тронина. Примерно тогда же в с. Красном обосновались несколько бывших насельниц Покровского женского монастыря из Котельничского уезда, прибывших в село после закрытия обители. В местной церкви псаломщицами и сторожами работали монастырские сестры Цапаева Татьяна Сидоровна, Шубина Степанида Александровна, Попова Надежда Ефимовна, Старченкова Елена Петровна, Коновалова Анна Николаевна, Яронина Прасковья Ивановна.

В августе 1930 года все они были арестованы. Кроме них  арестовали и членов церковно-приходского совета — председателя Копысова Матвея Петровича, заместителя председателя Салангина Ивана Андреевича, казначея Рязанцева Василия Дементьевича и просфорницу Крылову Анну Фроловну.

Священнику Ивану Рудину на тот момент был 31 год, дьякону Александру Тронину — 30 лет; монастырским сестрам по 38-39 лет, членам церковного совета — около 50 лет.

Для ареста было достаточно и того, что приход оставался верен епископу Виктору. Но здесь еще вмешался денежный вопрос. Дело в том, что бумажные деньги членам церковного совета показались недостаточно надежными в случае войны или других возможных катаклизмов в условиях сложной на то время международной обстановки. И они все средства церковной кассы перевели в золотые, серебряные и медные монеты, а это уже - «умышленно создаваемые трудности с разменной монетой и подрыв устойчивости советских знаков», это «с целью создания панического настроения распространение слухов о скорой войне и падении советской власти» т.е. преступления по ст. 58-10, 59-12 УК».

Во время следствия свидетели показали, что арестованные ранее вели беседы с прихожанами о неподчинении советской власти, о непризнании декларации митрополита Сергия 1927 года и о том, что церковь не может быть аполитична, поскольку гонима советской властью. Монастырским сестрам, кроме всего прочего, припомнили, что в пасхальную ночь на 20 апреля во время проведения антирелигиозных меропритяий, когда на площади села демонстрировалась картина «Ее путь», они вели себя несдержанно. Увидев на экране изображение священника, подняли крик с требованием прекратить показ, пригрозив, что иначе они снесут школу, потому что нельзя насмехаться над церковью. Затем начали бросать в окна школы камни и палки, разбили стекла. Пришлось тогда показ прекратить, вследствие чего антирелигиозная кампания была сорвана.

Никто из арестованных виновными себя не признал, но все указали, что являются викторовцами. Дело было закончено за 19 дней, деньги изъяты, составлено обвинительное заключение. Приговор выносился заочно на заседании особой коллегии ОГПУ 27 августа 1930 года.

Казначея Рязанцева постановили расстрелять, председателя церковного совета Копысова и священника Рудина заключить в концлагерь на 10 лет, остальных — на 5 лет. Отправили осужденных на Соловки и в Карелию.

Известно, что в 1959 году, когда дело пересматривалось, дьякон церкви из села Красного Тронин Александр Васильевич после отбытия наказания работал кассиром епархиального управления в Кирове. Бывший председатель церковного совета Копысов Матвей Петрович жил в г. Нововятске, потеряв в лагерях зрение. Бывший заместитель председателя церковного совета Салангин Иван Андреевич жил с дочерью в Нововятске, тоже был инвалидом. Коновалова Анна Николаевна после лагерей вернулась в Киров, работала уборщицей в Федоровской церкви. Цапаева Татьяна Сидоровна, отсидев 5 лет, работала на древкомбинате в г. Нововятке. В 1959 году одиноко жила на пенсии. Была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» также, как и ее монастырская сестра Старченкова Елена Петровна. Та, отбыв наказание, добросовестно работала санитаркой Кировской областной больницы. Об остальных документы умалчивают. Очевидно, в 1959 году их уже не было в живых.

Трижды по заявлениям родственников осужденных дело пересматривалось: в 1957 году, 1959-м и 1972-м. И каждый раз осуждение было признано правильным. И только в 1989 году все, проходившие по делу, были реабилитированы как жертвы сталинских репрессий.4

 

Примечания

1 http://religion.babr.ru/chr/east/prav/rpc/kat/ipc.htm

2 Епископ Виктор (Островидов Константин Александрович, 20 мая 1875—02 мая 1934). Родился в с. Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. Окончил Камышинское духовное училище, Саратовскую духовную семинарию (1899), Казанскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1903). Пострижен в монашество. Был настоятелем Троицкого собора Хвалынска. Состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной миссии (1904—1909); смотрителем Архангельского духовного училища, иеромонахом Александро-Невской Лавры (1909). Назначен настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита (1910); был наместником Александро-Невской Лавры (1919). Арестован в Петрограде в 1919 г., освобождён. Хиротонисан во епископа Уржумского, викария Вятской епархии (1920). Приговорён Вятским губревтрибуналом (1920) к лишению свободы до окончания войны с Польшей, через 5 месяцев освобождён. Выступил против обновленчества. Арестован 25 августа 1922 г., по постановлению ОГПУ сослан на 3 года в Нарымский край. Вновь арестован в 1923 г., сослан. Освобождён в 1924 г. без права проживания в крупных городах, вернулся в Вятку. В том же году назначен епископом Глазовским и временно управляющим Вятской епархией. С 1925 г. временно управлял и Омской епархией. Арестован 14 мая 1926 г. по обвинению в организации нелегальной епархиальной канцелярии. По постановлению ОСО ОГПУ (20 августа 1926) выслан на 3 года и лишён права проживания в крупных городах и Вятке. Осенью 1926 г. назначен еп. Ижевским и Вотским. Написал письмо митр. Сергию с опровержением Декларации (1927), объявил об отделении и перешёл на самоуправление (декабрь 1927). Возглавил движение исповедников Православия, названное его именем («викторианским») в Вятской и Вотской епархиях.  Арестован 04 апреля 1928 г. в Глазове, по постановлению ОСО КОГПУ (от 18 мая 1928) приговорён к 3 годам лагеря. В заключении на Соловках (июнь 1928—1930), работал бухгалтером на канатной фабрике, участвовал в катакомбных богослужениях иосифлян. Весной 1930 г. переведен на материк (командировка Май-Губа). По постановлению ОСО КОГПУ по пересмотру дела (от 10 апреля 1931) приговорён к ссылке на 3 года в Северный край. Освобождён из лагеря 11 июля 1931 г. и сослан в Онегу Архангельской области. Арестован 12 декабря 1932 г., по постановлению ОСО КОГПУ (от 10 мая 1933) приговорён к 3 годам ссылки в Коми-Зырянскую АО. Жил в Усть-Цилемском р-не. Умер в п. Усть-Цильма. Канонизирован в лике святых в 1981 г. Собором Русской Православной Церкви За границей,  а в 2000-м году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил его к лику святых в сонме новомучеников и исповедников российских.

3 По материалам книги Очерки истории Вятской епархии, Киров.  С. 416-419.

4. ГАСПИ КО. Ф. Р-6799. Оп. 8. Д. Су-9171.

 

Комментарии

Вызывает вопрос перевод денег в серебро и золото...

Что касается массовой реабилитации Горбачевым в 1989 году, и всего через два года распался Советский Союз, а Горби, как его называли американцы, получил нобелевскую премию мира. Впоследствии эту премию Обама получил ...

О переводе денег в серебро и золото...

1921 г.-чеканится для внутреннего платёжного денежного оборота серебрянный рубль по стандарту царского рубля.

1922 г.-чеканятся из серебра (500-й пробы) монеты номиналом 50,20,15 и 10 коп. ( изъяты в 1961 г. )

1923 г.-чеканится для внешней торговли( импорта) из золота монета червонец " Сеятель" количеством 2751000 шт. Через два года большая часть этих монет изымается из оборота ( их на Западе отказались принимать )  и (  в 1925-1927 ) переплавили их в 2011000 шт. монет-червонцев царского образца 1898 и 1911 гг.