Александр Иванович Морозов (1835—1904) — русский живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской артели художников. Сын портретиста Ивана Мартиновича Морозова, у которого ещё было трое детей: два сына - ...Иванович Морозов(горный инженер), Иван Иванович Морозов(художник-архитектор) и дочь - Елена Ивановна Морозова (Карпинская).
В 1869 году Александр Иванович Морозов женился на дочери покойного горного инженера Михаила Михайловича Карпинского, Глафире Михайловне Морозовой (урожденная Карпинская) (1835 г.р.).
На картине Сельская бесплатная школа" (1865), Морозов изобразил свою жену и ее подруг, занимающихся с крестьянскими ребятишками в деревенской избе.
Летом 1885 года Александр Иванович Морозов, совершил поездку в Вятскую губернию со всей семьей, чтобы навестить брата ... Ивановича Морозова, который работал инженером на Омутнинском железоделательном заводе и сестру Елену Ивановну Карпинскую( Морозову), которая была замужем за Павлом Михайловичем Карпинским, управляющим всем Омутнинским горным округом и который был племянником Глафире Михайловне.
Карпинский Павел Михайлович (1843- 1907 г.г.)
Елена Ивановна Карпинская( урожденная Морозова)
По окончании института, подпоручик Карпинский П.М. (1864 г.) и поручик Корпуса горных инженеров Карпинский П.М. с женой - Еленой Ивановной (урожденная Морозова) (1866 г).
Всё лето Александр Иванович провёл вместе с женой в гостях у своих родственников в Омутнинском заводе и написал две картины: “На Омутнинских заводах“ и “Панихида“, которые были приобретены П. М. Третьяковым и выставлены в его галерее.
К сожалению этих картин нет в открытом доступе и на интернет-ресурсах.
Интересно отметить, что на его картине “Панихида“ изображено много людей, которые были списаны с ближайших родственников проживающих в Омутнинском заводе: семьи Морозовых и Карпинских.
Сестра Александра Ивановича, Елена Ивановна Карпинская тоже была художницей, преподавала уроки рисования для крестьянских детей в земской начальной школе.
Многие омутнинцы и гости города знакомы с её творчеством по картине «Первые металлурги».
Источники:
1. Семейный архив Карпинских /фотоальбом, папки IV и XI/
2. Л. Тарасов, “Александр Иванович Морозов“, 1949 г. изд. Искусство.
3. Брокгауз и Эфрон, Энциклопедический словарь, кн. 38, стр. 873
4. Большая советская энциклопедия, Москва, 1974 г., том 16, стр. 579
5. Энциклопедия Омутнинского района.
6. Интернет-ресурсы.
История одной картины А.И.Морозов (1835-1904)
"На Омутнинском заводе" (1885, Третьяковская галерея)
В 1885 году Морозов в летние месяцы совершил поездку в Вятскую губернию со всей семьей, чтобы навестить брата, который работал инженером на Омутнинском чугунолитейном и железоделательном заводе. Поездка была долгая, трудная, места глухие. Морозов делает много путевых зарисовок в альбомах. Его привлекают окружающая природа, дорожная жизнь и бытовые сценки. Он чутко присматривается к существенным изменениям, происходящим в народной жизни. Все больше видит он бездомных, безземельных крестьян, разоренных помещиками и кулаками-мироедами, мещан, опустившихся и вылезающих неправыми путями в люди, остро переживает все эти явления, которые разрушают его народнические иллюзии о монолитном составе народа. Деревня не в состоянии выйти из пореформенной кабалы. Нищета и разорение ведут к распаду ее хозяйств. Новые образы людей, ушедших на промыслы, останавливают внимание художника. Он делает зарисовки рабочих, ремесленников, ещё сильно сохранивших свой крестьянский облик. Возможно, к этому времени относится превосходная акварель, где изображен сидящий спиной к зрителю бурлак (Третьяковская галлерея). Выразительны его поза, могучая спина, крепкая загорелая шея и та страшная усталость и измученность, которые мешают ему распрямиться, найти применение своим силам, выход из тяжелого кабального положения.
К новой теме художник приходит самостоятельно, хотя не без воздействия современной ему литературы и искусства. Репин со своими "Бурлаками", К.А.Савицкий с "Ремонтными работами на железной дороге" и "Крючником", Н.А.Ярошенко, написавший "Кочегара", запечатлели в живописи труд, порабощающий человека, изнуряющий его, но вызывающий в нем чвство протеста против угнетателей. Овладеть новой темой было не легко. Развитие рабочего класса, рост его сознания опровергали устойчивые народнические представления. Развитие пролетариата, могильщика буржуазии, шло вместе с развитием русского капитализма, одновременно и быстро. Образ рабочего наиболее выразительный социальный характер приобрел впервые в творчестве Ярошенко.
Морозов отразил эти жизненные явления, но не постиг до конца их смысл. Ценность его картины "На Омутнинском заводе" (1885, Третьяковская галлерея) заключается в правдивости и точности изображения жизни заводских рабочих, в документальном показе тяжелых, примитивных условий труда. В.И.Ленин в книге "Развитие капитализма в России" отмечает "особый быт Урала, близкий к дореформенному", с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения", он говорит о кабальном положении уральского рабочего и технической отсталости Урала. На Омутнинском заводе Вятской губернии были те же невыносимые условия труда. Морозова поразила гнетущая, бесправная обстановка жизни рабочих, он не прошел мимо острой, животрепещущей темы. Морозов первый в русском искусстве показал производственный процесс, заводскую жизнь столь неприкрашенно и убедительно, что картина и сейчас производит сильное впечатление.
В русском искусстве, посвященном изображению труда, воспроизведению обстановки и типов рабочих, эта небольшая картина должна занять почетное место. Здесь Морозов оказался предшественником Н.А.Касаткина с его серией картин, посвященных труду и жизни шахтеров.
Художник показывает цех, где идет выплавка руды допотопными средствами. В помещении грязно, душно, навалены груды каменной породы. Приподнят тяжелый колпак, из печи вырывается пламя, оно обжигает, слепит глаза, рабочие помешивают кипящую массу, вычерпывают шлак, который тут же обгорает. Слева в глубине показаны формы, в которые заливается выплавленный металл. В этом чадном пекле копошатся в полутьме люди, которых с большой чуткостью написаны художником. Таков сидящий на первом плане рабочий, закуривший трубку, спокойный и сосредоточенный, упорно думающий; он чем-то напоминает крестьян из "Обеда на сенокосе", бурлака на упомянутой выше акварели. Выразителен образ рабочего, черпающего шлак. Двери в цех растворены настежь, видна лошадь, поднимающаяся по подмосткам с тяжелой поклажей.
Картина "На Омутнинском заводе" была последней яркой вспышкой в творчестве Морозова. Обращение его к рабочей тематике, значительность новой картины побудили его к сближению с Товариществом передвижных выставок. В 1886 году Морозов выступает экспонентом на XIV Передвижной выставке. Картина остается незамеченной, в печати о ней не упоминается. Однако в 1887 году она была отобрана на Передвижную академическую выставку в Екатеринбурге (Урал). Выставка имела успех, но как была встречена картина Морозова, неизвестно.
Источник: Л.Тарасов "Александр Иванович Морозов" М., 1949
Спасибо за информацию
Увидеть бы ещё картину Морозова "На Омуцтнинском заводе" и "Панихида" очень интересно сравнить их с картиной Карпинской "Первые металлурги"
Да, очень интересно. Думаю в этом вопросе ОМЗ был бы очень заинтересован. Скажем к юбилейной дате ОМЗ Третьяковка дарит заводу репродукцию этой картины, хранящейся в запасниках ... Эх, а чтобы не помечтать
Отличная мысль))
Её надо внедрить в сознание работников музея ОМЗ или кого-нибудь, кто готовит эти мероприятия.
Письмо-то в Третьяковку написать за подписью директора завода думаю не проблема.
Так мол и так, ... искусство в массы, ... любовь к родному краю и к своему заводу ...
А мы вам из чугуна отольем ... "Аленушку" Васнецова