О происхождении фамилий у крестьян в Сольвычегодском уезде в XVI веке на примерах Онтропьевой слободы.
В интернете нашёл две научные статьи по истории фамилий в Устюжском уезде. Первая - Ю.И. Чайкина ''Из истории топонимии и антропонимии Устюжского и Тотемского уездов (по материалам деловой письменности XVII—XVIII вв.)''. Вторая - Смольников С. Н. ''Фамилии устюжан в памятниках местной деловой письменности XVII века''. Приведу заинтересовавшую меня цитату из первой статьи: ''Именования крестьян Устюжского уезда существенно отличаются тем, что не только на протяжении всего XVI в., но и в XVII в. они имеют трехкомпонентный характер: третьим обязательным членом является фамилия.'' Выделил два важных момента. У Смольникова С. Н. выбрал: ''Наши наблюдения над именованиями представителей двух-трех поколений одной семьи подтверждают существование фамилий у крестьян и посадских жителей на территории Верхнего Подвинья уже в XVI веке''. Таким образом имеем два мнения специалистов. Сольвычегодский уезд выделился из Устюжского в конце XVI в., поэтому можно их выводы распространить и на него, тем более что по мнению Чайкиной Ю.И. фамильные именования имелись также в Двинском и Усольском уездах и в Устьянских волостях. На сайте Родная Вятка есть ранние писцовые книги, а на ВГД есть дословные переводы Онтропьевой слободы и некоторых других волостей. Поэтому возникла идея посмотреть когда появились фамилии на территории теперешнего Лузского района. Кроме того по этому же региону имеются две научные книги, содержащие первоисточники того времени. Остаётся сделать нужные выборки и их проанализировать, взяв за методологию ещё одну научную книгу - Чичагов В. К. ''Из истории русских имён, отчеств и фамилий''.
Самые ранние данные находим в книге Воскобойникова Н.П. ''Описание древнейших документов архивов Московских приказов XVI – начала XVII в.''. В первый том вошли описательные статьи на первую, древнейшую часть фонда. По Онтропьевой слободе в ней описаны купчие с 1511 по 1625 год.
1511/1512 г. Купчая крестьян Афанасия, Захара и Семена Максимовых на землю Старостинскую, купленную у крестьянина Андрея (прозвище Нечая) Васильева Онтропьева. По методологии В. К. Чичагова полное именование – Андрей Нечай Васильев Онтропьев. Где Андрей имя, получение при крещении, Нечай – русское имя, используемое в семье и в миру, Васильев – отчество. Именование Онтропьев может иметь несколько значений. При первом приближении это отчество. Но два отчества у человека может быть только в случае, когда одно собственно отчество, а второе прозвищное отчество. В интернете находим, что старинное имя Евтропий заимствовано из греческого языка и в переводе с древнегреческого языка означает «добронравный». Со временем это имя получило форму Евтроп, более соответствующую русским мужским именам, которая стала общепризнанной полной формой этого крестильного имени. А со временем приобрело народные формы Андроп и Антроп. Но в святцы имя не вошло и значит это прозвище, как и Нечай. Отсюда отца Андрея Нечая звали Василий Антроп. Но возможно, что Онтропьев это отчество отца, в таком случае его звали Василий Онтропьев. Без дополнительных данных точнее определить не представляется возможным. С 1512 по 1620 год более 100 лет и соответственно 3 или 4 поколения. Отсюда проследить формирование фамилии не представляется возможным.
Рассмотрим другие примеры. 1561 г. Купчая крестьянина Филиппа Алексеева Чебаева на треть деревни Ершовской, купленную у крестьян Ивана Морыгина, Ивана Яковлева и Григория Гаврилова Рогозина. Эта купчая полностью приведена в книге И.П. Сенигов ''Памятники земской старины'' в деле 1624 г. (стр.1-8), в котором Митрофан Чебаевской и его племянник Михаил фигурируют по двум искам. Несколько выписок из этого дела применительно к теме данной статьи: Митрофан Чебаевской, его племянник Михаил, Спирка Чебаевской, Спирка Чебаев, Спиридон Филипьев сын Чебаевской, Спиридонов да Митрофанко Филипьевы дети Чебаева, Михайло Спиридонов Чебаевской. Выписки из писцовых книг. ПК 1620 г.: Спирко да Митрофанко Филипьевы. ПК 1625 г.: Спиридонко Филипов сын Чебаевской с сыном Мишкою, брат его Митрофанко Филипов сын Чебаевской з детьми с Пронкою да с Офонкою. ПК 1647 г.: Пронка Митрофанов сын прозвище Чебаевской.
Двучленные записи для исследований фамилии не подходят, они сами по себе мало информационные и многовариантные. В данном случае они подтверждают родственные связи и наличие вариаций прозваний Чебаевской и Чебаев. По выпискам имеем четыре поколения. Самая ранняя информация из купчей: Филип Алексеев Чебаев. Филип Алексеев - Христианское имя и отчество от христианского имени. Именование Чебаев может быть вторым отчеством, точнее прозвищным отчеством. Но может быть по аналогии со Спирка Чебаев иметь другое значение. Обычно принято считать, что первыми появились княжеские и боярские фамилии, затем в XVI–XVII веках — дворянские и купеческие, в XVII–XVIII веках — фамильные прозвания в среде городских мещан и зажиточных крестьян. Многие учёные приходят к выводу о более раннем становлении фамилий у северных крестьян и горожан, чем во всей средней полосе России, а выше упомянутые Смольников С.Н. и Чайкина Ю.И. пришли к выводу, что они уже были в XVI в. Правда не уточнили в первой или второй половине. С учётом изложенного именование Чебаев может быть фамилией или семейным прозвищем. А по Чичагову В.К. нужна цепочка поколенных записей. Её в нашем случае нет, поэтому исходом их имеющихся данных и ведем отсчет. Родоначальник Чебаевских – Алексей Чебай. Чебай – имя или прозвище тюркского происхождения. Применительно к русскому делопроизводству того времени это прозвище. Соответственно у Филипа имеем два отчества Алексеев и Чебаев. В следующем поколении имеем: у Спиридона Чебаев и Чебаевской, а у его брата Митрофана Чебаев и Чебаевской. Разбираемся с первым именованием. Полная трёхчленная запись - Спиридон Филипов сын Чебаев. Здесь Чебаев – отчество отца, т.е. Филипа Алексеева Чебаева. В последующие переписи именование Чебаев исчезает. Но находятся многочисленные Чебаевские (Чебаевской). Фамилия Чебаев не состоялась. Рассматриваем именование Чебаевской. Образование фамилии на ''ский'' Смольников С. Н. объясняет от названий деревень и по его мнению они указывают на принадлежность именуемого к семейному коллективу той или иной деревни. При этом она сохраняется при переселение в другую деревню или волость. Действительно в Ратмеровской волости находим деревню Мартьянова наволок, а Чебаево тоже. Возможно, Филип родом из этой деревни или братья Спиридон и Митрофан, поэтому они начали именоваться Чебаевской. Является это именование фамилией при первом упоминании в роду не берусь утверждать. Но если исходить из общих положений, что должно быть повторение из поколения в поколение не мене трёх раз, то нет. Спиридон и Митрофан – первое поколение, поэтому, это скорее географическое прозвище. И только у их внуков Чебаевской – фамилия, если они сохранят это именование, но это уже вторая половина XVII в.
Следующий пример. 1544 г. Купчая крестьянина Игнатия Иванова на Прислон за Кендусом купленный у крестьянина Якима Иванова Перевалов.
1551 г. Купчая крестьянина Федора Петрова на часть починка Федоровского, купленную у крестьянина Степана Иванова Перевалова.
Книга Сенигова И.П., дела 1624 г. и 1625 г. Девятой Михайлов сын Перевалов, судной целовальников, затем земский староста; Безсон Михайлов сын Перевалов. ПК 1620 и 1625 гг.: дер. Ратчинская и Родионовская Девятко Перевалов и Десятко Перевалов, Девятко Родионовов сын Перевалов с детьми с Гришкою да с Миткою, а в дер. Якунино Елисейко Яковлев Перевалов з детьми с Сенкою да с Агейком. ПК 1645 г.: поп Семен Перевалов с братом Ывашком. ПК 1647 г.: поп Семен Самсонов сын прозвище Перевалов с сыном с Петрушкою, Никифорко Филимонов сын прозвище Перевалов.
Исходя из купчих можно предположить наличие двух братьев Якима и Степана. Это предположение основывается на мало вероятности ситуации появления в одном компактно распложенном округе (центральной части слободы вокруг нынешнего г. Луза) разных носителей именования Перевалов. Их отец Иван Перевала, где второе составляющее именования – прозвище. Между этими датами и 1620 г. большой промежуток времени и отсутствуют промежуточные представители семейства. Их могло быть несколько или даже много судя из имён Девятко и Десятко, так имеем Девятко Михайлов и Девятко Родионов. Яким и Степан Ивановы Перевалов – здесь Перевалов прозвищное отчество. А у Михаила и Родиона Переваловых – Перевалов именование по деду. Представителями следующего поколения являются Григорий Родионов сын Перевалов и Семен Елисеев сын Перевалов. Именование Перевалов третье по счёту, а это значит по Чичагову уже родовое прозвание. А так как оно наблюдается и далее, то уже фамилия. В писцовых книгах нет сведений о возрасте, поэтому можно только предположить, исходя из ее особенностей. В данном случае зафиксированы приемники тягла и им по 30-40 лет, возможно и более. В любом случае родились до 1600 года. Отсюда фамилия Перевалов появилась в конце XVI в., а закрепилась в первой четверти XVII в. А запись прозвище в ПК 1647 г. не соответствует фактической ситуации.
1576 г. Купчая Андрея (прозвище Рудака) Симонова Пономарева на четверть земли Турышкинской, купленной у крестьянина Ивана Ерофеева Корытовского.
В книге: Нечай Пятово сын Пономарев (1609 г.). ПК 1620 г.: половник Ивашко Рудаков. ПК 1625 г.: Куземка Рудаков. ПК 1645 г.: Куземка Ортемьев Рудаков. ПК 1647 г.: Обрамко Ортемьев сын прозвище Рудаков, Коземка Артемьев сын прозвище Рудаков, у него детей Трофимко 19 (в оригинале 9) лет да …, у Трофимка сын Пронка 10 недель.
Полное имя покупателя земли Андрей Рудак Симонов сын Пономарев. Пономаревы в ПК 1620-1647 гг. в пределах слободы не найдены. Исследуем формирование фамилии Рудаков. В 1640-х годах имеем двух братьев Артемьевых Рудаковых. По Кузьме имеются данные, позволяющие произвести ориентировочные расчёты. Трофим 1628 года рождения, его отец Кузьма – 1628-25=1603 г.р., далее Артем – 1603-25= 1578 г.р., а отец Артема – 1578-25= 1553 г.р. Им может быть Андрей Рудак. Полное именование Артем Андреев сын Рудаков Пономарев, где Рудаков – прозвищное отчество, а Пономарев – прозвание по деду. Отчество Пятово у Нечая Пономарева позволяет предположить наличие у Андрея Рудака нескольких сыновей. Кто-то из них далее именовался Пономарев, а кто-то Рудаков. Рассматриваем именование Рудаков. Третий раз оно появляется у Трофима Кузьмина сына Рудакова, который примерно 1628 года рождения. По ПК 1677-1682 гг. братья Трошка и Сенка Кузьминым дети Рудакова продали двор 1650 г. и куда-то переселились из Онтропьевой слободы. Фамилия состоялась в первой половине XVII в.
В книге Сенигова И.П. в деле против братьев Чебаевских приведено множество документов того времени. Используем некоторые из них в данном исследовании. Купчая 1609 г., по которой Яков Ярофеев сын Тютрин продал часть пожни Архипу Чирухину. В ней упомянут Перфирей Тютрин. Отводная память 1600 г. – Ярофей Алексеев сын Тютрин. Отводная память 1624 г. – Ярофейко Алексеев сын Тюрин. ПК 1620 г. Ратмеровский стан дер. Руденинова: во дворе Якушко Ерофеев сын Тютрюмов (Тютрин) с сыном Ывашком; во дворе Перша Григорьев сын Тютрин с сыном с Ывашком. Там же по ПК 1625 г.: во дворе Перша Григорьев сын Тютрин с сыном с Ывашком, владеет по купчей 1573 г. В ПК 1647 г.: Ивашко Перфирьев сын прозвище Тютрин, у него детей Федка да …, у Фетки сын Олешка полу году; Онтропьев слобода - Митка Ондреев сын Тютрин, у него детей Ивашко 5 лет да … Есть и другие Тютрины, как в Ратмеровской волости, так и в слободе. Чтобы определиться с родоначальником Тютриных необходимо определиться с иерархией. Если исходить из владения двором Першей Григорьевым по купчей 1573 года, то он как минимум 1550 года рождения, возможно и старше. В 1625 году ему 75 лет, что возможно, долгожители того времени известны и старше. Соответственно, его отец Григорий примерно 1525 г.р. Просматривается цепочка поколений: Алексей – Ерофей - Яков- Иван. В писцовой книге старший сын обычно указывался при стареющем отце. Примем, что Ивану около 40 лет, т.е. 1605 г.р. и далее по цепочке Алексей около 1550 г.р. Отсюда Алексей и Григорий братья. Цепочка Порфирий – Ивашко – Федка – Алешка. Можно допустить, что Порфирий и Перша один человек. Таким образом Григорий Тютрин и Алексей Тютрин, как минимум родные братья. Если двоюродные, то цепочка удлиняется. Об их отце известно только прозвище Тютря. Считаем, что первое именование Тютрин было у Григория и Алексея. Отсюда Иван Порфирьев и Яков Ерофеев были носителями фамилии Тютрин. А они 1575-1580 года рождения +/- 5 лет. И это XVI век. ?
Таким образом мнения специалистов о наличии у крестьян фамилии уже в XVI веке подтверждаются по писцовым книгам и другим источникам применительно к Онтропьевой слободе.
Александр Фёдорович, как всегда у вас - сложнейшая аналитическая работа, с удовольствием прочитал, хотя местами сложновато. И конечно, ваша статья добавляет новых идей для генеалогических поисков тем, кто в тупике (мне, например) и "застрял" в 15 веке.
Читать нужно вмести с книгой Чичагова. Сложно не у меня. Сложное было делопроизводство того времени. Опять же, наверное, не сложное, это сложно для нас, так как оно существенно изменилось. Дьяки хорошо знали его и писали правильно. А теперь нам нужно учиться их понимать.
Ещё один момент. Чичагов использовал цепочку поколенных записей. При этом все данные известны в своей последовательности и родстве. Мы же в своих поисках идём от известного предка к неизвестному, т.е. в обратном порядке. Это нужно учитывать. А это значит предполагать вариации. Уже потом по найденным определяться окончательно.
Просто по теме для примера:
Писцовая книга 1647 год. Та же Онтропьева слобода, деревня Сваруха.
(в) Ивашко Титов сын прозвище Пупышев меньшей у него детей Оска да Левка да Ивашко да Митка да Мишка
С этого прозвища пошла моя ветка Пупышевых...
Спасибо за интересный пример. А есть запись о Пупышеве Страшем?
Пример интересен, потому что не встречал одинаковое прозвище в семье. Наличие христианских имён находил до трёх повторов. Жаль, что в своё время не выписал, как они различались. Но два встречаются часто. Например, Иван Старшой и Иван Меньшой.
Да, есть, только не старший, а больший ))))) И текст практически нечитаемый. Но, благодаря Добрым людям, кое-что удалось распознать...
Деревня что был починок Сваруха на речке на Тесовице а в ней крестьяне
(в) Ивашко Титов /560/ прозвищем Пупышев (?) большей у него детей Онтапко (? Остапко, Онтонко) да (?) Ивашко да Кобо (?) у Онтонка детей Ивашка (?) да Ятин (?) да Петрушка 4 лет у Ивашка сын Степанко (?) да у него ж на подворье Ивашко Дементьев (??) сын
(в) Ивашко Титов сын прозвище Пупышев меньшей у него детей Оска да Левка да Ивашко да Митка (?Минка) да Мишка // 7 лет у Оски сын Ивашко 2 лет
https://yadi.sk/d/KlzQyVM5BE_DCg/1209-1-15052%201647%2002247.JPG
Нашлось это семейство и в более ранних первоисточниках, но слово "прозвище" написано только здесь
Пупышев в обоих случаях не прозвище. Это формальный подход к переписи. По указу царя 1646 г. предписывалось переписать крестьян по имени, отчеству и прозвищу. У меня в роду на этот момент у двух поколений записано прозвище, но у старших это дедичество (по Чичагову отчество отца именуемого), а у младшего уже родовое прозвание. А так как и далее следует Дудин, то родовое прозвание = фамилия. Изучайте книгу Чичагова.
По вашим. Родоначальником фамилии - Пупыш. Вот у него это прозвище. Пупышев может быть отчеством, дедичеством или фамилией. Внешне их не различить. Нужна поколенная роспись, начиная с Пупыша. А у вас их два. Значит два самостоятельных родоначальников. А общий предок - отец этих двух братьев Пупышей. Хотя может быть это двоюродные братья. Тогда ещё одно поколение.
Деревня что был починок Сваруха на речке на Тесовке, а в ней крестьян: в. Ивашко Ти(л. 560)тов сын прозвище Пупышев болшей, у него детей Онтонко да Ивашко дву лет, у Онтонка детей Ивашко десяти лет да Петрушка четырех лет, у Ивашка сын Степанко, да у него ж на подворье Ивашко Федотов сын. в. Ивашко Титов сын прозвище Пупышев меншей, у него детей Оска да Левка да Ивашко да Митка да Мишка (л. 560 об.) семи лет, у Сенки сын Ивашко дву лет.
На форуме ВГД Сольвычегодского уезда выложены расшифровки переписей Антропьевой слободы 1620, 1625, 1645, 1646, 1647, 1677-1682, 1717 гг.
В этом же приходе, на другом берегу реки Лузы, была деревня Сварусская (Сварухская) она же Пьянковская (Пьянков прислон). Название, вероятно, связано с д. Сваруха.
Я сам родом из этой местности, но объяснение термина "сваруха" как "сопка" не слышал. Вполне возможно, что ошибаюсь, но полагал, что это название происходит от слова "свара", что означает "драка", "буза", "куча-мала".
Юрий Серафимович, спасибо за наводку, посмотрела. Мы с Вами, видимо, одновременно читали эти Книги осенью 2019 года после того, как они появились на портале РВ. Но, так как я чтец еще тот, то искала только своих и то прочитать толком не смогла. Вы же проделали огромнейшую работу на благо нашего сообщества, за что, я думаю, Вам 100 раз скажут Спасибо и пожелают (хотя бы мысленно) доброго здоровья. Я к этим людям присоединяюсь)))
Сваруха = сопка - я не придумала, а прочитала об этом в «Словаре местных (диалектных), старых и редких слов Лузского района Кировской области», автор Нечаев.
А затем, почитав Перепись 1710 года, как там "сметало" реками одну деревню за другой, поверила в то, что и на самом деле Сваруха стояла на достаточно высоком месте. И тогда толкование фамилии Пупышев из "человека, мнящего себя выше других" в моей голове трансформировалось в человека, жившего на высоком месте )))
Я "признала" их родными братьями, а их отцом - Пятунку.
1625 год. Деревня что был починок Сваруха на речке на Тесовке а в ней крестьян
(в) Пятунка Семенов сын Пупышев с сыном с Ывашком, владеет по купчей 122-го году (1614 год).
1620 год . Деревня что был починок Сваруха на речке на Тесовке а в ней крестьян
(в) Пятунко Семенов
И на этом остановилась, решив, что 400 лет вглубь - более, чем достаточно.
А самое главное - Сваруха все это время была жива: её сняли с учета лишь в 1994 году. За все эти столетия её не смыло вешними водами, хотя половодья вокруг бушевали по полной.
Оказалось, что деревня стояла на возвышенности , а слово "сваруха" в местном говоре означает "сопка". Но это просто к слову...
Опять Пупышев. Нужен Пупыш. Ещё одно поколение, как минимум. А может и больше. Ищите купчие. Ищите книгу Воскобойниковой. Ищем запись Семен Пупыш или Семен Пупышев.
Татьяна Анатольевна! Ориентир для дальнейших поисков. Счёт по Пупышеву Большему. Сын Онтонко 10 лет, 1637 года рождения. Его отец Ивашко 1637-25= 1612 г.р. Тит 1612-25= 1585 г.р. (округляем) Семен 1585-25= 1560 г.р. Семен или Пупыш или Пупышев. Скорее первое, исходя из общей тенденции офамиливания. Тогда Пупыш 1635 г.р. +/- 10 лет.
Смотрим Указатель к первым 6 НПК. Там Пупыш V 479. Это Шелонская пятина 1571 г. Хозяин двора. Значит ему 30-40 лет или 1530-1540 г.р. Имеем совпадение. Вот если шелонский Пупыш окажется Семеном, то это ваш с большой долей вероятностью. Проверить можно по ПК 1580- х годов. Есть в РГАДА.
Александр Федорович, спасибо, преклоняюсь перед Вашей скрупулезностью.
Пупышевы в моей родословной - это одна из 40 фамилий. По ней у меня получился неплохой обзор. Двинусь ли я еще на одно поколение вглубь - особой роли не сыграет, появится всего лишь еще один абзац на пяти уже имеющихся листах, и то заключающий в себе не очень достоверную информацию. Вдобавок к тому, за эти, несколько притянутые данные, надо будет заплатить немалые деньги. А стоит ли игра свеч?
Но Вам за участие я благодарна от всей души. Если решусь продолжить поиск, то буду знать его вектор. СПАСИБО.
Конечно нет для индивидиума. Я просто накапливаю данные. О они говорят, что к 1580 году в Новгородских пятинах осталось от 10 до 30 % населения. Остальные разбежались. И возможно большинство именно в Вологодскую землю и далее в Вятскую, которые давно связаны с Новгородом и здесь сохранилось черносошное крестьянство, которое исстари было основной категорией в той же Новгородской. Ещё один пародокс. В 1580-х годах во всех Новгодских пятинах были проведены сплошные писцовые описания. Они сохранились. Но исследователи Новгородской и Тверской губерний ими не пользуются. Они не доходят до дат ранее 1600 года. Потому как крестьяне из крепостных и писаны за вотчинниками и монастырями, в основном, по именам.
А вот для Вогодочины и Вятки они могли быть началом всех генеалогических поисков. Даже не смотря на некоторую неопределенность. Возможно сформируется коллектив с сможем заказать копии этих книг. Их описание на уровне Дозоров 1615-1620 годов.