Вятка православная глазами ЧК-ОГПУ. 1922 г.

«Аппарат ЧК и вооруженная сила батальона в боевой готовности...»

Один из наиболее драматичных периодов в истории русской Православной Церкви — год 1922-й — год изъятия церковных ценностей на нужды голодающих. Голод, порожденный войнами и продразверсткой, когда у крестьян отобрали последнее, действительно был ужасающим и в Вятской губернии, особенно в южных уездах. Однако документы свидетельствуют, что изъятие церковных ценностей было направлено не столько на спасение голодающих, сколько на создание обстановки для начала мощной антирелигиозной кампании.

В январе 1922 года ВЦИК обратился к Патриарху Тихону с призывом к пожертвованию. 19 февраля 1922 года Патриарх издал воззвание, призывая церковные советы жертвовать церковные украшения, если они не имеют богослужебного употребления.  23 февраля 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет опубликовал декрет, в котором постановлял местным Советам: «Изъять из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий, по описям и договорам все драгоценные предметы из золота, серебра и камней, изъятие коих не может существенно затронуть интересы самого культа, и передать в органы Народного Комиссариата Финансов для помощи голодающим».

28 февраля 1922 года  Патриарх Тихон обратился к верующим с Воззванием:

<…> Мы нашли возможным разрешить церковноприходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чём и оповестили Православное население 6(19) февраля с.г. особым воззванием, которое было разрешено Правительством к напечатанию и распространению среди населения.

Но вслед за этим, после резких выпадов в правительственных газетах по отношению к духовным руководителям Церкви, 10(23) февраля ВЦИК, для оказания помощи голодающим, постановил изъять из храмов все драгоценные церковные вещи, в том числе и священные сосуды, и прочие богослужебные церковные предметы. С точки зрения Церкви, подобный акт является актом святотатства… Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство — миряне отлучением от Неё, священнослужители — извержением из сана (Апостольское правило 73, Двукратн. Вселенск. Собор. Правило 10)».

После получения декрета ВЦИК в Вятке была создана специальная комиссия, которую возглавил председатель Вятского губисполкома А.П. Спундэ. Ни местное духовенство, ни представители приходов не высказывали возражений. Епископ же обуславливал невозможность изъятия тех ценностей, без которых невозможно совершать некоторые культовые обряды. Коммунисты получили указание ответственного секретаря губкома партии П.Ф. Костерина: «...Обеспечить спокойствие и стройность собраний в приходах..., присутствовать на собраниях в качестве простых участников, стараясь не оскорбить религиозных чувств верующих».

Процедура эта была крайне болезненна для верующих и духовенства, хотя в Вятке и большинстве уездов прошла бесконфликтно. Однако документы ОГПУ, хранящиеся в Центральном государственном архиве Кировской области, констатируют и унизительную слежку за священнослужителями, и недовольство населения, в ряде случаев вылившееся в восстания.

 

Рапорты заместителя начальника Вятского ГОСПУ ответственному секретарю губкома РКП(б) г. Вятки.

4 марта. 3 марта в городе как среди духовенства так и обывательской массы никаких выступлений или брожений не замечалось. Работа секретного аппарата ГОСПУ сосредоточена главным образом в этой сфере. Из донесений секретных постов и внутреннего осведомления за ночь 4 марта видно, что со стороны духовенства никаких противодействий пока не предполагается. Известно и то, что городское духовенство, убедившись вчера на собрании, что оно опирается на слишком малочисленную и малоактивную массу обывателей, склонно без всяких противодействий подчиниться и сдать [церковные ценности], но среди очень небольшой части его есть тенденция не давать окончательного ответа и согласия впредь до обсуждения вопроса на приходских собраниях в церкви после обедни в воскресенье. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 229. Л. 20).

6 марта. За 5 марта во время приходских собраний в церквах можно было наблюдать со стороны отдельных граждан, личность которых по большей части установлена, попытки склонить массу прихожан в отрицательную для нас сторону, т. е. противодействовать изъятию ценностей из церквей. Но духовенство, хорошо учитывая своё бессилие и бесполезность какого-либо противодействия, за небольшим исключением склонно отдать все ценности без скандала. Некоторые лица, старающиеся внести известную дезорганизацию в успешное проведение изъятия, как из среды духовенства, так и мирян, взяты нами на учет, и, если это потребуется, могут быть в любой момент подвергнуты временной изоляции. Несколько же лиц намечено сегодня арестовать. Каких-либо попыток со стороны духовенства припрятать ценности за исключением непроверенных случаев в женском монастыре, не установлено. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 229. Л. 21).

7 марта. За 6 марта по донесениям разведки и внутреннего осведомления со стороны духовенства никаких выступлений или противодействия изъятию церковных ценностей не наблюдается. В обывательской массе замечается не сочувственное отношение к изъятию ценностей, но последнее ни во что серьезное вылиться не может, т. к. большая часть духовенства держится до некоторой степени лояльно к нам. Ночью арестован один поп, наиболее враждебно настроенный по отношению изъятия ценностей, а также три человека из мирян, замеченные в будировании масс.(ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 229. Л. 27).

8 марта. Доношу по сообщениям разведки и внутреннего осведомителя, со стороны духовенства никаких противодействий и выступлений не предполагается. Разведка стоит на своих постах. Вчера из донесений разведки стало известно, что из одной церкви неизвестными духовными лицами вынесен подозрительного вида узел и внесен в один дом. В результате предпринятых мер, была обнаружена ценная духовная утварь, позолоченного серебра около 8 фунтов веса. Виновники этого обнаружены, и весь следственный материал в спешном порядке передается в ревтрибунал (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 229. Л. 28).

8 марта. По имеющимся агентурным донесениям, как от наружного наблюдения так и от осведомления, в отношении духовенства и в отношении обывательской массы, пока все обстоит благополучно. Обывательская масса о возможности предполагаемых операций по изъятию ценностей ничего не знает. Среди духовенства какого либо движения вроде нелегальных собраний или попыток припрятать чего-либо за сегодняшнюю ночь, не происходило. За всеми церквами, исключая домовые, выставлено наружное наблюдение. За квартирой архиерея, за Преображенским и Кафедральным соборами, выставлено двойное наблюдение. Аппарат ЧК и вооруженная сила батальона в боевой готовности. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 229. Л. 18).

[ок. 18 марта] Из разговора по прямому проводу Вятского отдела ГПУ с Уполномоченным ГПУ по Уржумскому уезду Ф.И. Мухачевым.

«...17 марта после обедни в Петровской церкви по заранее выработанному плану должно было состояться изъятие ценностей. Духовенство препятствий не чинило. Волисполком твердый, работоспособный, наполовину коммунисты-красноармейцы. Были приняты меры предосторожности, но кулачество села Петровского, зная, что в городе ценности сданы добровольно, и в работе принимало участие духовенство, решило использовать изъятие в своих целях. Для этого во все концы волости были разосланы гонцы, и к часу дня вокруг церкви была уже толпа до 600 человек. Было спокойно. Духовенство, исполком и наши представители не приступили еще к работе, но были пропущены в церковь. Толпа двинулась за ними и там, не сказав никому ни слова, под крики: «Бей и вешай коммунистов и исполкомовцев», набросилась на всех представителей, избив их сильно, некоторых до бессознания. Спасся от толпы один лишь представитель уисполкома Низовцев в алтаре. Духовенство на зверства толпы смотрело равнодушно. Избитые были выброшены из церкви и были бы убиты, но явившаяся милиция залпами в воздух заставила безоружную толпу разойтись по селу. В Уржум дано было знать рано утром 18-го.

В 2 часа дня на место выехал предисполкома, член губисполкома и начальник милиции с отрядом и моим следователем, я остался в городе для наблюдения за населением. Прибывшими в Петровское установлено, что ночью  все собравшиеся в село крестьяне разъехались по домам, а часть расположилась в селе по квартирам. Немедленно же было произведено изъятие ценностей при участии населения, не участвовавшего во вспышке. Участники восстания 17 марта в церковь не явились, изъятие прошло весьма спокойно. Духовенство заявило, что население к изъятию ценностей с самого начала относилось спокойно, почему произошла вспышка, они не знают. Меры следствия установлены, главарей, уже скрывшихся, с трудом нашли в разных деревнях. Все доставлены под конвоем в Уржум.  Во время совещаний представителей уезда с волисполкомом после изъятия ценностей вновь собралась толпа человек до полтораста, но, спокойно пробыв около волисполкома, при отъезде милиции в город разошлась... Главарей движения оказалось 6 кулаков, ярых участников банды Степанова, один полицейский, один степановец, остальные не выяснены. Из 15 человек 6 освобождены как невиновные в руководстве толпой и 9 находятся в доме заключения, числятся за мной. Следствие веду я. Положение волости Петровской после вспышки скрытое, определению пока не поддается... Мнение бедноты о главарях вспышки: этих крикунов надо расстрелять. Как отразилось это на остальных волостях, пока данных нет, но полагаю, что для двух-трех волостей, эта вспышка в будущем будет примером. Общее настроение населения неважное, что выявлено по категорическим отказам от государственных повинностей и неподчинение уисполкому в феврале и марте месяце. Уисполком решительные репрессивные меры к населению принять не решается, боясь вызвать общую вспышку. В Петровском же восстание можно считать пока ликвидированным». (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 229. Л. 67-68).

7 апреля 1922 года Шифрованная телеграмма уполномоченного Вятского отдела ГПУ по Нолинскому уезду. Изъятие церковных ценностей закончено. Никаких осложнений на этой почве не было. Духовенство вело себя сдержанно. Члены антисоветский партий были пассивны и на население по данному делу влияния своего не имеют. Среди обывательской публики города при сборищах идет ропот, выражающийся в том, что советская власть берет последнее богатство в государстве. Население уезда этим пока не охвачено. Необходимо противопоставить сильную агитацию против распространяющегося ропота, выражаемого в недовольстве среди масс верующего населения.(ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 229. Л. 92).

8 мая 1922 года Доклад начальника экономического отделения Вятского губернского отдела ГПУ А.Г. Кузовникова. Согласно выданного мандата за № 4563, 4 мая с.г. в 2 часа утра я прибыл на станцию Зуевка и первым делом отправился к народному следователю 3-го района узнать о положении дела, где выяснилось, что в селе Поджорнове Слободского уезда произошло восстание на почве изъятия церковных ценностей, и убито два милиционера Лопатин и Зыков. До моего приезда уже приступил к работе сказанный выше следователь, несколько человек было арестовано. Необходимо было произвести еще аресты в окрестности села Поджорнова, для чего в 5 часов вечера 4 мая я с отрядом выехал на разъезд № 7, где ночью и проводил операцию. Возвратился обратно в Зуевку в 7 часов утра 5 мая с арестованными. Арестовано было около 60 человек. После чего сам принял участие в производстве следствия. Из произведенного следствия выяснилось следующее:

Около Пасхи в селе Поджорнове в церкви производилась выемка денег. При выемке присутствовали: церковный староста Михаил Семушин, председатель общины Семен Широков и другие члены. Во время выемки присутствовали священник, который заявил, что получено объявление об изъятии церковных ценностей и после этого настаивал, чтобы вещи не сдавать, и что, когда придут за вещами, собрать общее собрание прихожан. Обязанности сбора прихожан взял на себя.

1 мая в с. Поджорново приезжал член Сезеневского исполкома Боталин. Пришедши к священнику Полякову объявил о цели своего приезда, на что Поляков сказал: «Приглашу председателя общины Широкова». И сам побежал к Широкову, хотя Боталин говорил, что можно послать сторожа. Вскоре начали собираться прихожане, народу собралось более 100 человек. Тов. Боталин разъяснил цель своего приезда, прочитал декреты и все распоряжения по изъятию. После чего в толпе начали раздаваться возгласы: «Вещи не отдадим». Тогда Боталин заявил: «Если отказываетесь сдать вещи, давайте расписку». Пошли таковую писать в палатку при церкви: он, Боталин, священник Поляков и председатель общины Широков. Когда вошли в палатку, толпа находилась на паперти, вошла в палатку и запретила подписывать расписку. В это время на собрание прибыл староста Семушин. Когда произошел отказ писать расписку, тов. Боталин стал удаляться, в это время ему наносили удары и пинки, кто наносил — установить не пришлось. После этого священник Поляков, староста Семушин и председатель Широков заявили публике: «Вещи сдавать не будем», а священник добавил: «Раз просят сдавать добровольно, то силой не возьмут». После чего все разошлись, а священник ушел ночевать в деревню Борняки.

2 мая в деревне Борняки, когда был отслужен на площади молебен, пришел церковный староста и заявил председателю Широкову, что в село Поджорново приехали два милиционера за вещами и велел передать это священнику Полякову. Широков сказал об этом Полякову, который всем велел идти в Поджорново и сообщить об этом старосте Семушину. Вскоре в село Поджорново стали стекаться прихожане и таковых набралось более 300 человек. Когда открыли собрание (милиционеры были в доме коммуны), староста Семушин объявил о приезде милиционеров и заявил: «Вещи сдавать не будем». Его поддержали Широков и другие. Но все же собрание попроосило пригласить милиционеров. Были приглашены милиционеры, которые сказали, что прибыли спросить, отдадут ли вещи. На что послышались возгласы: «Вещей не отдадим». Тогда они заявили, чтобы им дали расписку в отказе о сдаче вещей, на что был получен также отказ. И милиционеры ушли в дом коммуны. После их ухода собрание решило дать расписку, для этого уполномочили мальчика 13-15 лет из деревни Касинской.

Староста Семушин, председатель Широков, член Лубнин и мальчик пошли к милиционерам в дом коммуны, чтобы подписать расписку. По приходе в коммуну они объявили милиционерам, что собрание уполномочило расписаться мальчика. Милиционеры после этого сказали: «Ты, мальчик, подожди, а вы арестованы», т.е пришедшие с мальчиком лица. Тут староста Семушин отворил окно на улицу и вскричал: «Товарищи прихожане, мы арестованы». После этого крика толпа бросилась к дому, и стала врываться в дом через задний ход, отбивая дверь. Было брошено несколько палок и камней в окна, которые разбились. Видя это, милиционеры дали несколько выстрелов, после чего толпа рассеялась и задержанные Широков, Семушин, Лубнин и мальчик выскочили в окно. Тут же начался звон на церкви.

Когда отхлынула толпа от дома коммуны, милиционеры хотели пробраться задним ходом и уйти из села, но были замечены толпой и настигнуты за полотном железной дороги, где и были убиты. Зыков сразу наповал, а Лопатин в бесчувственном состоянии был доставлен на станцию Зуевка в приемный покой и, не приходя в сознание, умер.

При осмотре трупов врачом установлено, что одному их них было нанесено не более 3-х ударов в голову, а второму — два, но с проломом черепа каким-то тупым орудием.

Следствием установлено и взяты на месте два деревянных рычага длиной от 3-х до 4-х аршин, толщиной до 1 — 1,5 вершков. В дальнейшем установлено, что главными инициаторами всего произошедшего были священник Поляков, староста Семушин и председатель общины Широков, а также, по показаниям свидетелей, принимал участие один из членов общины — Лубнин, но улики против него являются довольно слабыми, и он находится на свободе. Убийцами являются Шилкин Кирилл (сторож железнодорожной будки), который сознался, гр. дер. Семушинской Семушин Степан (который после убийства на другой день скрылся и остался не задержанный); гр. дер. Касинской Лопатин Иван и дер. Лялинцы Лялин Максим, который хоть и отрицает вину, но вина его доказывается свидетельскими показаниями и при очной ставке.

Мною арестованы и доставлены в рабочий дом в Вятку 6 человек: Поляков, Семушин, Широков, Лопатин, Лялин и Шапкин. Они содержатся по первой категории. Священник Поляков 2 мая в собрании не участвовал, а скрылся к своему родственнику на разъезд № 7, где и был задержан. 4 мая председателем Слободского уисполкома Плюсниным были взяты ценности. Таковых оказалось 6-7 фунтов. Из публики были ранены пулей в ногу одна старуха 80 лет и нанесена резаная рана гражданину по руке, кем — установить не удалось.

В заключение могу сказать, что все произошедшее начало подготовляться священником Поляковым, старостой Семушиным и председателем общины Широковым еще до пасхи, и подход к этому был довольно тонкий и умелый. Дело мною сдано уже в трибунал (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 229. Л. 126-127).

Информационные сводки Вятского губернского отдела ГПУ

1-15 августа. Усиления деятельности духовенства за отчетный период не замечалось, но работа по усилению религиозности масс продолжалась и продолжается в том же духе.

В Нолинском уезде духовенство особенно развинтилось и распускает всевозможные слухи, дабы обострить отношения между населением и местными властями. В настоящее время проводится сильная борьба с этой контрреволюцией (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 248. Л.93об.-94).

26-29 августа. За последнее время верхушка вятского духовенства повели явную контрреволюционную работу. В силу этого в ночь на 27 августа были произведены аресты наиболее черносотенных элементов среди означенной верхушки.(1)

Обыски дали богатый материал для уличения вятского духовенства в его контрреволюционной деятельности. Обнаружена лесо-эсеровская литература. Установлено распространение тихоновских воззваний (2) по губернии. Они обнаружены при обыске у одного из епископов и приказы ВЧК. Следствие продолжается. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 248. Л. 41).

 

1 Были арестованы епископы Вятский и Слободской Павел Борисовский, Глазовский Виктор (Островидов), управляющий делами Вятской епархии А.А. Попов, протоиереи Н.А. Тихвинский, В.М. Тихоницкий, В.А. Перебаскин

2. Воззвания Патриарха Тихона.

 

Комментарии

Елена Николаевна , здравствуйте.

Внимательно и уважительно читаю Ваши материалы , в частности от 04.03.2020 ( ПРОСТИТЕ НАС ...) , от 21.04.2020 ( Вятка православная глазами ЧК-ОГПУ) ,  и вот этот материал. Спасибо Вам и заочное Спасибо Ельцовой Е.В. за "покаянные строки."

В преамбуле этого материала Вы пишете : " Голод , порождённый войнами и продразвёрсткой , ... ". Извините , не согласен , полагаю так : Голод , порождённый засухой 1921 г. и нахождению у власти  большевиков ...

К концу 1922г. всё изъятое имущество и деньги у Церкви большевиками по спискам сдано в Госхран : ... всего на 2,5 млн. золотых рублей. Из них около 1 млн.золотых рублей пошло на закупку продовольствия за рубежом и около 1,5 млн. золотых рублей " для приближения мировой революции ." Также к концу 1922 г. большевики из золотого запаса Российской империи на 92,6 млн. золотых рублей приобрели зарубежом около 1 млн. тонн мукомольных продуктов , а 200 млн. золотых рублей направили ( в условиях голода ) на " паровозную аферу " -бракованные паровозы по 7-ми кратно завышенной цене из Швеции.

Абсолютно согласен с Вами , что изъятие церковных ценностей  было направлено большевиками не столько на спасение голодающих , сколько против души Русского народа и его обьединяющего на тот момент  стержня - Церкви.  Что касается  голода 1921 г. , то  это только стало  поводом большевикам и их последователям для ГЕНОЦИДА  народа , который начался в октябре 1917 и продолжался до конца 1990 -х годов

С уважением , Пестряков.

Интересно, откуда появились эти,, церковные ценности"? Не от рабского ли труда крепостных, тех же верующих?,, Афёра с паровозами", разберитесь! Россия была под такими санкциями, что нам и не снилось. Покупали, что нам продавали. И не народ ли смёл опостылевших церковников.

Церковные ценности появились не от рабского труда крепостных, а от общего сельского труда и крестьян и священнослужителей, которые имели тот же земельный надел и тоже занимались сельским трудом наравне со своими соседями по ьселам и деревням. Про священнослужителей нельзя писать "церковники", и уж совсем неприемлимо к ним сравнение "опостылевшие" и "смёл". К священнослужителям относились, как к классу, который надо убрать, в основном, иноверцы и люди нехристианских ценностей. А русские люди были частично оболванены пропагандой вседозволенности (кто был ничем, то встанет всем).   

А как же быть с,, десятиной", с,, поручными", с Посланием Ивана Грозного в 1580 году к церковному собору? И почему вдруг служителей культа нельзя называть церковниками? И как быть с монастырскими крестьянами? 

Десятина была в основном в городских церквях. Если священнослужитель в городе не имел земли и ремесла, то как ему было прокормить семью, кроме пожертвований на десятину ? Священники взывали к помощи Божией в своих молитвах на добрые дела всех праведных горожан. Монастырские же крестьяне были под особым молитвенным покровом монахов и не роптали, а радовались своей жизни. Это вам из 21 века может показаться о якобы невыносимом труде" монастырских крестьян. Ну а про Послание Ивана Грозного в 1580 г. прошу пояснить: что конкретно вам не нравится ?

Десятина была для всех и лишь в конце 18 века её запретили указом, поставив на государственный кошт церковников. Оставив требу попам. А уж в каком виде и количестве они позволяли обирать народ значения не имеет. Монастырям отписывали земли вместе с людьми. Монастырские крестьяне теже крепостные. Были монастыри штатные, все чины и звания оплачивала казна. Были и нештатные которые содержала вся округа. Монахи молились да ели. Обслуживали послушники да крестьяне (им потом название поменяли вместо,, монастырских" стали,, экономическими", перед Европой стыдно стало). Были крестьяне которые сами со своим наделом уходили в монастырские, не в силах обрабатывать надел, от немощи или орудия труда просто не было, за еду работали. Послание Ивана Грозного: о стяжательстве и неуёмной жажде наживы. 

Хотела выложить таблицу расходов крестьян Вятской губернии на религию в 1900 году. Не получилось. Очень жаль. 

День добрый. Читаю тексты из гако от Елены непредвзято, т.к. история уже написана. Прекрасно понимаю, то некоторые пишут эмоциональные комментарии в попытке найти виновных того, что уже не изменить.
Но мимо Вашего комментария пройти не смог. Хотелось бы уточнить, о каком крепостническом и рабском труде Вы говорите, учитывая, что
- после отмены крепостного права прошло полвека
- большая часть церквей построена в камне уже после 1861
- насление России при этом в следствие НТР выросло с 74х миллионов до 200. И так было во всех странах. Земли не хватало, как и продовольствия, волнения шли по всему миру.
- не народ ли строил церкви, вносил пожерствования согластно своего состояния в том числе на инвентарь?
Хотелось бы так же уточнить. Какое и когда вообще было крепостное право на Вятке? Сколько тут крепостных было на 1961й, можно от Вас узнать?

И еще момент организационно-социальный. Про "смел церковников". Толпа 300 человек разбегается от выстрела. Читали? У кого наган - тот и "сметает".

Аватар пользователя Сильвер

С монастырскими и экономическими крестьянами коллеге Карамболине  следует разобраться поглубже, тема требует неповерхностного и безэмоционального подхода, особливо насчет "стыда" перед Европой, да еще и на Вятке... И уж явно не про Вятку тут комментарии... с ее мизером по крепостным. Сколько там было крепостных? 1-2%, в самых обжитых районах, где были зачатки промышленности, и открытая дорога в леса и к свободе, на тысячи верст... Крепостных средней полосы и вятских смешивать нельзя...

Здравствуйте, Елена!
По поводу восстания в селе Поджорново: в тексте упоминается то Шилкин ("Убийцами являются Шилкин Кирилл (сторож железнодорожной будки), который сознался"), то Шапкин ("Мною арестованы и доставлены в рабочий дом в Вятку 6 человек:     ...и Шапкин"). 
На самом деле речь идет о Шалкине Кириле Федоровиче.  Имею доказательства, но вставить сюда, к сожалению, не получается. 

Аватар пользователя ele-chudinovsk

Спасибо за уточнение, по тексту непонятно

У меня есть протоколы этого дела, там чётко читаемы ФИО Шалкина К.Ф.