Киров (Вятка, Хлынов)

Тип: город
Статус: существующий н.п.
Местоположение:

Фотографии вблизи этого места с сайта

Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

Сбербанк (Дмитрий Зонов)
Сбербанк (Дмитрий Зонов)
Новогодняя ёлка у Сбербанка (Дмитрий Зонов)
Новогодняя ёлка у Сбербанка (Дмитрий Зонов)
Здание Сбербанка (biant)
Здание Сбербанка (biant)
Дома старой Вятки. Угол улицы Пятницкой и Всехсвятской (Юрий Зыкин)
Дома старой Вятки. Угол улицы Пятницкой и Всехсвятской (Юрий Зыкин)
Правительство Кировской области (Slaviantus)
Правительство Кировской области (Slaviantus)
ул. Московская (Феликс Лаврик)
ул. Московская (Феликс Лаврик)
Над Сбербанком тучи ходят хмуро (Дмитрий Зонов)
Над Сбербанком тучи ходят хмуро (Дмитрий Зонов)
Ул.Московская, после дождя (Дмитрий Зонов)
Ул.Московская, после дождя (Дмитрий Зонов)
 Правительство области, декабрь (Дмитрий Зонов)
Правительство области, декабрь (Дмитрий Зонов)
Рояль - пианомания (Дмитрий Зонов)
Рояль - пианомания (Дмитрий Зонов)
Саксафон (Дмитрий Зонов)
Саксафон (Дмитрий Зонов)
 Вятский Госуниверситет (Дмитрий Зонов)
Вятский Госуниверситет (Дмитрий Зонов)
Дома старой Вятки. Угол улицы Спасской и Спенчинской (Юрий Зыкин)
Дома старой Вятки. Угол улицы Спасской и Спенчинской (Юрий Зыкин)
Предновогодняя Театральная площадь (Дмитрий Зонов)
Предновогодняя Театральная площадь (Дмитрий Зонов)
Медицинский колледж (Дмитрий Зонов)
Медицинский колледж (Дмитрий Зонов)
Научная библиотека (Дмитрий Зонов)
Научная библиотека (Дмитрий Зонов)
Библиотека им.А.И.Герцена, 1792 г. (Дмитрий Зонов)
Библиотека им.А.И.Герцена, 1792 г. (Дмитрий Зонов)
Новое здание Герценки (Дмитрий Зонов)
Новое здание Герценки (Дмитрий Зонов)
Памятник А.И.Герцену у созданной им библиотеки (Дмитрий Зонов)
Памятник А.И.Герцену у созданной им библиотеки (Дмитрий Зонов)
Gertsen library (Yustas)
Gertsen library (Yustas)
Новая Вятка - ул.Молодой Гвардии - 45 (Дмитрий Зонов)
Новая Вятка - ул.Молодой Гвардии - 45 (Дмитрий Зонов)
Драмтеатр новогодний (Дмитрий Зонов)
Драмтеатр новогодний (Дмитрий Зонов)
 Правительство области, скоро Новый год (Дмитрий Зонов)
Правительство области, скоро Новый год (Дмитрий Зонов)
Main square (Yustas)
Main square (Yustas)
Полиграфсервис (Дмитрий Зонов)
Полиграфсервис (Дмитрий Зонов)
У ЛЕНИНА (А. Н. Д.)
У ЛЕНИНА (А. Н. Д.)
Новогодняя Театралка (Дмитрий Зонов)
Новогодняя Театралка (Дмитрий Зонов)
Поступление новых тролейбусов и автобусов (Andrey Ivashchenko)
Поступление новых тролейбусов и автобусов (Andrey Ivashchenko)
Театральная площадь (Юрий Зыкин)
Театральная площадь (Юрий Зыкин)
Театральная площадь (Вадим Иванов)
Театральная площадь (Вадим Иванов)

Список населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-1873 гг.

Название, типПоложениеУезд и станТерриторияОт Санкт Петербурга, в.От Москвы, в.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейПримечание
1Вятка, губернский городПри р. Вятке и рч. ХлыновкеВятский уездГорода Вятской губернии148697317288650642515075[С слободами: Дымковской и Вшивой или Вшивцевской, из коих в первой считается 15 душ, а второй - 26 д. об. п.] Церквей: православных 14; монастырей 2: Успенский-Трифонов мужской и Преображенский женский; в 1-м – 5, а во 2-м – 3 церкви. Часовен 2. Архиерейский дом с домовою церковью. Благотворительныя заведения: детский приют, богадельня, больница, сиротопитательный, богадельно-инвалидный, дом умалишенных. Учебныя заведения: губернская гимназия, семинария с двумя домовыми церквами. Училищ: духовное, с церковью, уездное, приходских 2, училище канцелярских детей, женское училище 10-го разряда; публичная библиотека. Аптек 2. Острог, смирительный и рабочий дома; исправительныя арестанския роты, тюремный замок с церковью. Почтовая станция. Городской общественный банк. Общественных садов 2. Общественный гостиный двор. Общественная важня. Гостинниц 3. Трактир 1. Ярмарок 3. Базары по воскресеньям и четвергам. Пристань судоходная на р. Вятке. Заводов 14. кожевенных 4, мыловаренных 3, клееваренный 1, сальносвечных 2, стеариновосвечной 1, восковосвечных 2, пивоваренный 1. Пороховой погреб. Магазинов 2: провиантский и соляной. Бойня.

Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

Данные городской переписи
РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИКДомо­владенийЖил. квар­тирСем. карто­чекМуж.Жен.Всего
1-02-126городВяткаВятский уезд,
Вятская волость
2924766921710296933001259705
*Постоянное население по данным городской переписи - мужчин: 27981 чел., женщин: 29378 чел., всего: 57359 чел.
Без деревень Вшивцево, Анферово, Бобры, Шевели и села Хлыновки [переписанных в качестве пригорода]

Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
1городКировобластной центр
Ж.д. станция Киров.
Центральная усадьба: птицефабрика Кировская птицефабрика

Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
1городКировобластной центр
ж. д. ст. Киров

Всероссийская перепись населения 2010 года

Код ТЕРСОНТипНазваниеРегионРайон или городской округПоселениеМужчинЖенщинВсё населениеКатегория населения
33401000000городКировКировская областьГородской округ "Город Киров"208259265436473695городское

Государственный каталог географических названий (АГКГН)

Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
11308городКировВяткаГород Киров

Персоналии из этого населённого пункта

Комментарии

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Метку переместил к стадиону "Динамо", где был центр кремля. Однако исторически город появился первоначально на месте сл. Хлыновская, как я знаю.

Спасибо за корректировку.

Из книги "Собор Вятских святых" ("Буквица", Вятка, 2013): "Преподобный Трифон Вятский День памяти 8 / 21 октября. В пределах Архангельской губернии, недалеко от города Мезени в Пинежском уезде, на берегу речки Немнюги, расположено село Малонемнюжское. В этом селении в сороковых годах XVI-го века жили благочестивые и довольно богатые земледельцы, крестьяне Димитрий и Пелагия Подвизаевы. Около 1546 года Бог послал им сына, которого они назвали Трофимом... Когда Трофиму исполнилось 17 лет, мать и братья захотели женить его, но юноша отказался от вступления в брак и вскоре оставил дом родительский, с посохом странника направившись в г. Великий Устюг. Здесь в юном страннике принял участие священник городской Афанасьевской церкви Иоанн. Он одобрил намерение юноши не вступать в брак и всецело посвятить себя Христовой Церкви. Юный Трофим недолгл пробыл в  Великом Устюге и, получив от своего доброго пастыря благословение, ушел в соседнюю волость Шемоксу, а около 1565 года в городок Орел на реке Каме...

После этого блаженный поступил в Пыскорский монастырь, созданный в 1558 году в Пыскоре - первой столице Строгановых. Здесь на двадцать втором году жизни он принял постриг с наречением ему имени Трифон...

По внушению свыше прп. Трифон пошел в Вятку (Хлынов) основать там монастырь. Подвижник поселился в городе и, присмотрев место за речкой Засорою, явленное ему, как гласит житие, в пророческом сне, Трифон подал прошение "земским судиям, старостам и целовальникам и всему православному христианству" о дозволении устроить обитель. Горожане просьбу поддержали, и от пяти вятских городов была составлена челобитная, с которой весной 1580 года Трифон впервые отправился в Москву, где смог получить от царя Иоанна Васильевича (Грозного) грамоту на пожалованные монастырю земли. Вскоре по возвращении преподобного в Хлынов был построен шестиглавый храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Число иноков в монастыре быстро росло, подвижническая деятельность Трифона привлекала к нему сердца простых и расположение знатных людей. Отправившись в 1588 году вторично за сбором в Москву, перподобный нашел радушный прием у своих благодетелей Строгановых, у влиятельного рода Романовых, у царя Федора Иоанновича, и у патриарха Иова, который возвел его в сан архимандрита. Попавшему в милость игумену много жертвовали - для доставки всего в Хлынов царю пришлось дать 12 подвод...

Строганов вступился перед царем и патриархом за преподобного и испросил разрешение взять его с собою на покой в г. Солвычегодск...

Но мысль о Вятской стороне не давала старцу покоя, и он задумал идти на поклонение Соловецким чудотворцам, чтобы оттуда вернуться на Вятку. Побывав на Соловках, он пришел в г. Слободской (в 30 верстах от г. Вятки) и поселился здесь в строившемся Богоявленском монастыре. Вскоре затем преп. Трифон направился с учеником своим Досифеем для сбора пожертвований на монастырь в города и селения по рекам Вычегде и Северной Двине. На пути он совершал молебны и подавал болящим исцеление. Но умереть он желал в своем монастыре и, почувствовав себя больным, вернулся в Вятку. Под влиянием всего городского духовенства архимандрит Иона покаялся и послал просить своего духовного отца вернуться в монастырь. Велика была радость преподобного. У монастырских врат он был встречен архимандритом Ионой с братией, на коленях просивших у него прощения. Преподобный ответил: "Бог простит тебя, чадо Иона! Всему виной древний враг нашего спасения!" Через несколько дней, 8 октября 1612 г., прп. Трифон мирно скончался и был погребен с великой честью. В завещании своем он оставлял преемником своим архимандрита Иону, но умолял его хранить устав...

В 2007 году, когда Вятская епархия отмечала свое 350-летие, состоялось прославление Собора Вятских Святых. Днем этого торжества был определен день памяти прп. Трифона архимандрита Вятского 8 (21) октября, который уже более четырех веков "яко светозарная звезда" сияет на духовном небосклоне Вятской земли".        

Из книги "Очерки истории Вятской епархии (1657 - 2007): 350 лет Вятской епархии", Вятка, Буквица, 2007:

"1181 г. - приход новгородских дружинников на Вятку. Основание первых православных поселений

1383 г. - явление иконы свят. Николая на реке Великой

1489 г. - присоединение Вятской земли к Московскому государству

1555 г. - путешествие по приказу царя Иоанна IV Грозного Великорецкого образа святителя Николая в Москву и обратно

1580 г. - приход преп. Трифона на Вятку и основание им Успенского монастыря в г. Хлынове

1580 - 1610-е г.г. - основание ряда мужских и женских монастырей на Вятской земле

1608 г. - основание преп. Трифоном монастыря в г. Слободском

8 октября 1612 г. - праведная кончина преп. Трифона Вятского

21 декабря - праведная кончина блаж. Прокопия Вятского (родился около 1578 г.)

12 июля 1645 г. - в г. Хлынове от образа Спаса Нерукотворного прозрел слепой Пётр Палкин. В этот же день на русский престол вступил царь Алексей Михайлович

1647 г. -  путешествие образа Спаса Нерукотворного в Москву по приказу царя Алексея Михайловича

17 июля 1654 г. - праведная кончина преп. Леонида Устьнедумского ...

1657 г. - моровая язва. Установление в г. Хлынове городского крестного хода

октябрь 1657 г. - Собор Русской Церкви принял решение об учреждении Вятской и Великопермской епархии

4 апреля 1658 г. - первый епископ Вятский Александр приехал в г. Хлынов ...

10 апреля 1675 г. - закладка каменного Свято-Троицкого кафедрального собора. Начало каменного строительства на Вятке ...

1710 г. - глава вятского "кружка книжников" С.Ф. Попов закончил "Повесть о стране Вятской" ...

1734 г. - открытие еп. Лаврентием (Горкой) славяно-греко-латинской школы ...

1799 г. - Вятская и Великопермская епархия стала Вятской и Слободской ...

9 июля 1942 г. - первая служба во вновь открытом Свято-Серафимовском соборе г. Кирова (Вятки)

14 декабря 1942 г. - возведение в сан епископа прот. Вениамина Тихоницкого ...

июнь 1989 г. - первое открытое паломничество на р. Великая

1991 г. - открытие Вятского духовного училища ...

1-3 октября 1994 г. -визит в Вятскую (Кировскую) епархию Патриарха Московского и всея Руси Алексия  II

1994 г. - возвращение епархии исторического названия "Вятская и Слободская" ..."

 

 В материалах Вятской Ученой Архивной Комиссии  (труды ВУАК 1906 г. Вып. 3-4) имеется следующее описание города Хлынова по состоянию на 1615 г.:

«Вот перед нами г. Хлынов, по точному дозору его в 1615 году, в том виде, в каком он существовал до нас почти за триста лет. В нем оказывается, было тогда 598 жилых дворов и в том числе почти половина – 285 «дворишков», т.е. убогих избенок, именно: 9 дворишков избных и городовых и тюремных сторожей, 192 дворишка бобылей, 84 дворишка нищих. Если предположить, что в каждом из этих дворов проживало по 5-6 душ, чего нельзя и предполагать в «дворишках» бобылей, а тем более нищих, то все население Хлынова едва-ли превышало тогда 3000 душ, и стало быть тогдашний Хлынов был несравненно ниже по числу своих жителей, самого захудалого из нынешних городов в нашей губернии. Но в Хлынове было в 1615 году пятнадцать церквей!... Да, было целых четырнадцать церквей и пятнадцатая под колокольницею; но приходов было только семь, и в каждом приходе было по две церкви: теплая – зимняя и холодная – летняя. Это подтверждается дальнейшим после церквей перечислением в Дозорной Звенигородского причтов этих церквей. Семь приходов в Хлынове были и через 13 лет после дозора Звенигородского. В 7136 (1628) году патриархом Филаретом был послан на Вятку «для письма и дозору церквей Вятцкие десятины» Андрей  Трусов, обложивший данью на патриарха все без упущения церкви этой десятины.

«… В этих «Окладных книгах» Трусова показаны в Хлынове с указанием наложенной на каждую церковь (приход) дани, только следующие церкви: 1) церковь Воздвижение честнаго Креста да Богоявление Господне в городе Хлынове, 2) церковь Николая чудотворца внутри города, 3) церковь Воскресение Христово внутри города, 4)церковь Рождество Христово внутри города в Хлынове, 5) церковь Живоначальныя Троицы внутри города Хлынова у Больших ворот, 6) церковь Сретение Господне в Хлынове на посаде у Слудных врат на кладбище, 7) церковь Вознесение Господне в Хлынове на посаде.  Таким образом, Трусовым в каждом пиходе поимеована только одна церковь, притч которой и был обложен данью, а другая – вторая церковь в каждом приходе не упоминается, потому что дань с притча этой второй церкви в приходе, - того же что и при первой, была уже обозначена Трусовым при первой упомянутой им церкви.»

В Хлынове в 1615 году на 3000 душ было 15 церквей, т.е. 1 церковь на 200 душ. Через 400 лет в Вятке на 500000 человек - 25 церквей, т.е. 1 церковь на 20000 человек (пропорция уменьшилась в 100 раз !). Примечание: 500000 чел. - приблизительная цифра; 25 церквей - приблизительная цифра. Но если сравнивать эту пропорцию с 1930 - и годами, то динамика положительная. Церкви новые ещё построить можно, сложнее сохранить Православную веру в русском народе. Да поможет всем нам Бог !  

Аватар пользователя Ник.

"Дворишко" не означает маленькую по размеру и по количеству жителей избу. Если раньше жители делились на людей высшего и низшего сословий, на людей и людишек, то и "дворишко", по моему мнению, это жилое строение принадлежащее жителям низших сословий. Если учесть, что бобыли и нищие проживали по несколько семей в одной избе, а двор состоял иногда из 2 или 3 жилых изб, то жителей в "дворишке" получалось не 5-6, а доходило до 30-35 человек.

Население Хлынова в 1646 г. составляло 4400 человек. Эти сведения даны в ЭЗВ т.4, в статьях Эмаусского А.В. (страницу не помню).

А если сравнивать количество церквей на душу населения в 17 и 21 веках, то неплохо сравнить и количество школ, больниц, домов культуры. Разные времена, разные духовные и материальные потребности.

ЭЗВ т.4, "Вятка в XVII веке", статья Эмаусского А.В. (стр. 47): "В XVII веке Хлынов былсамым крупным городом на северо-востоке Европейской России и немногим уступал центральным. В середине XVII века (1646 - 1654 г.г.) в нем было 4400 жителей, в Слободском - 2100, Котельниче - 940, Орлове - 460, Царевосанчурске - 340, Уржуме - 260, Шестакове - 200, Яранске - 180 ..."

ЭЗВ т.4, "Земля и люди на Вятке в XVII столетии", статья Спицина А.А. (стр. 50):" В 1678 году на Вятке по точному счету было всего 12377 дворов, в т.ч. в Хлынове, в главном городе - 581 двор, в Котельниче - 88 дворов, в Орлове - 24, в Слободском - 330..."

ЭЗВ т.4, "Вятка во второй половине XVIII века", статья Эмаусского А.В. (стр. 113): " По четвертой ревизии 1782 г., в г. Вятке насчитывалось 1579 душ, что составит примерно 3160 человек обоего пола. В Слободском числилось 1183 души, или 2370 чел., в Елабуге - 1046, или 2100 чел., в Малмыже - 629, или 1260 чел., в Нолинске - 428, или 860 чел., в Орлове - 418, или 840 чел., в Кайгороде - 375, или 750 чел., в Уржуме - 366, или 730 чел., в Яранске - 361, или 720 чел., в Котельниче - 366, или 670 чел., в Глазове - 257, или 520 чел., в Санчурске - 174 души, или 350 человек. В действительности населения в городах было несколько больше, поскольку при ревизской переписи не учитывались дворяне, чиновники, церковнослужители, купцы первой и второй гильдий, военнослужащие, не облагавшиеся подушной податью. Количество лиц,занимавшихся ремеслом, в ревизских сказках не указано, что затрудняет установление числа ремесленников в городах губернии. Но нам известно, что через 15 лет в городе Вятке насчитывалось 514 ремесленников, что составит 11 процентов от числа жителей в 1797 году ..."

Школы и больницы появились в 19 веке (в т.ч. церковно-приходские), а дома культуры - в 20 веке (одна из причин - чтобы люди не ходили в церковь). Во времена, когда не было врачей и больниц, были чудотворные иконы, к которым верующие прилагались и святые, по молитвам которых люди получали исцеление по воле Божией.

А вот духовные потребности православных людей и 17 и в 21 веках не изменились, изменились же только материальные потребности.

 При этом, хочу заметить, что между 1615 и 1646  в городе Хлынове было как минимум два сильнейших пожара, при которых город полностью выгорал. Вот что, сообщает об этих событиях А. Вештомов в книге «История вятчан»:

«… Хлынов, в котором не токмо частных, но и публичных зданий каменных во все во времени сие не бывало. Так в 1632 году случившийся в нем пожар от дому воеводы князя Петра Холкова, истребил не только домы, но и все Церкви. Но удобность, по которой город сей подвергался конечному почти истреблению, изводила его вскоре из пепла в бытие и новое состояние. Обилие в сумрачных тамошних местах и свободное употребление строевых лесов, доставляли вятчанам ту удобность. Но нельзя не вспомянуть здесь с сожалением, что при восстановлении, после общих таковых бедствий городов, не могли возставляемы быть погребавшиеся в пепел письменная и другие  о  древности памятники, толико для нынешних времен драгоценные»

«Только лишь город Хлынов начал возобновляться и исправляться от прежнего несчастия, как спустя около трех лет постигло его новое подобное несчастие. В 1635 году сделался в нем опять пожар, начавшийся от дому подьячего Тимофея Семенова, от которого ново выстроившийся город сей и с церквами выгорел. Как после сего пожара город и церкви вновь выстраивались, то с возобновлением оных, принял начало здесь и женский монастырь. Привязанность вятчан к религии как первая черта отличавшая их с доброй стороны подала к сему вероятно повод, а милости царские богоугодное дело сие совершили.»

Дополнительно хочу сказать, что Вештомов в своей работе неоднократно указывает на приверженность вятчан к православию. По его сведениям, именно это качество хлыновцев и обусловило решение Трифона о постройке здесь монастыря: «Во время бытности своей в Хлынове, удостоверился Трифон лично о усердии жителей здешних к Церкви, на котором основал свое намерение, чтобы воздвигнуть в сей стороне первый Монастырь»

Жизненная сила и энергия вятчан, живших в то суровое время, просто поражает. Не смотря, на череду несчастий, жители Хлынова не отчаиваются, не разочаровываются в своей вере, а раз за разом восстанавливают город и церкви. В истории сохранилась довольно скупая информация о конкретных личностях того периода. Некоторые сведения о наиболее видных представителях города Хлынова, встречаются в грамотах русских царей и некоторых других документах по Успенскому Трифонову Монастырю (труды ВУАК 1906 г., Вып. 1-2, «Грамоты и Акты Вятскаго Трифаного Монастыря»). Здесь я приведу только некоторые выдержки из этих материалов, относящиеся к началу строительства монастыря и первым годам его существования.

Предварительно хочу отметить одну примечательную особенность царских грамот – адресованы они не воеводе (по сути, являвшемуся царским наместником), а земским властям (выборным судьям, городовым  приказчикам, старостам, целовальникам и лучшим людям). Связано это вероятно с тем, что на этот период времени приходится развитие реформы государственного управления (по Судебнику 1550г), предполагающей ограничение власти воевод, посредством становления земских органов управления. А, относительно деятельности воевод хочу привести очень показательное замечание А.И. Вештомова в той же «Истории вятчан»: «… когда кто просился на воеводское место, то в челобитной прописывал «прошу меня отпустить покормиться»».

Тем не менее, нужно отметить, что хлыновский воевода принял тогда достаточно деятельное участие в становлении Успенского Трифонового Монастыря. А. И. Вештомов в «Истории вятчан» сообщает об этом следующее: «Бывший тогда в Хлынове воевода Василий Овцин первой был споспешествователь ревности Трифоновой. Он в следующем 1581 году на светлой неделе делал по три дни нарочитая угощения лучшим Хлыновским и прочих городов жителям, предлагая им добровольную Подписку на строение главной монастырской церкви. И как по сим подпискам собрано было около 600 руб. (200 фунтов серебра ибо в сем периоде рубль мелкою серебряною монетою на вес равнялся одно трети фунта или 32 золот.), то на сию сумму и построена в монастыре Успенская Церковь деревянная, сделавшаяся Главною Монастырскою Церковию. И монастырь сей, основанный таким образом Трифоном стал именоваться Успенским Трифоновым Монастырем»

Ну а теперь обещанные выдержки из царских грамот и других актов, относящихся к начальному периоду становления Успенского Трифоного монастыря, в которых указаны причастные к этому становлению жители города Хлынова (обращаю внимание на то, что я постарался максимально сохранить стилистику изложения, при транскрипции текстов того времени).

Первые две грамоты от имени Ивана Грозного:

1.«Грамота царя Ивана Васильевича в Хлынов о построении Успенского монастыря и наделении его землями, 1580 г. июня 2.

От царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси, на Вятку, в город Хлынов, выборным судьям Якову Носкову да Якову Телятникову с товарищи, и старостам и целовальникам и всем земским людям.»

«И вы б тех пустошей досмотрили и измерили в десятины, и всякие угодия сметили, и в в книги за Успенским монастырем написали, да те книги, за своими руками, прислали к нам к Москве в четверть дьяка нашего Ондрея Щелкалова; а прочесть бы естя сю грамоту и списать с нее список, слово в слово, отдали ее назад Успенскому строителю Трифану и он ее держит у себя для переду. Писан на Москве лета 7088 июня во 2 день.»

 2.«Грамота царя Ивана Васильевича жалованная Трифонову Успенскому монастырю на владение пожнями и озерками в Хлыновском уезде, 1582 года июня 7.

От царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси на Вятку, в Хлынов, городовому прикащику Офонасию Лобанову. Прислали нам Хлынова города выборные судьи и целовальники и все земские люди челобитную за священническими руками; а в челобитной их написано …»

«… а что на тех пожнях, кои в сей нашей грамоте написаны, сена ставится и что с тех пожен и озерков в нашу казну оброку идет, и ты бы того дозрил и сыскал накрепко, а дозору своего и сыску письмо прислал к нам в Москву, в четверть дьяка нашего Ондрея Щелкалова; а прочесть сю нашу грамоту отдал бы еси строителю Трифану с братиею, и они ее держать у себя для наших посланников, а с нее списав противень слово в слово держал в нашей казне. Писан на Москве лета 7090 июня в 7 день. – Диак Ондрей Щелкалов.»

 

Следующая грамота написана уже от имени сына Ивана Грозного, Федора Ивановича, с перечислением в ней имен лучших людей города Хлынова:

3.«Грамота царя Федора Ивановича в Хлынов городовому прикащику Аф. И. Лобанову о возвращении Трифонову монастырю во владение деревеньки, 1588 г. июля 18.

От царя и великого князя Федора Ивановича всея Руси на Вятку в Хлынов, городовому прикащику Офонасию Лобанову, да Хлыновским посадским лутчим людям, Якову Носкову, да Гаврилу Матвееву, да Федору Рязанцеву, да Нечаю Севергину, да Офонасию Вогульскому, да Осипу Ременникову, и земским и судецким старостам и целовальникам. Били нам челом с Вятки, Хлынова города, нового монастыря Успения Пречистые Богородицы строитель старец Трифан с братьею, …»

 

В следующем документе, представляющем собой, по сути, отчет по исполнению указа изложенного в предыдущей грамоте, появляются новые имена хлыновцев, причастных к становлению монастыря:

4.«Данная по государевой грамоте, Хлыновского городового прикащика Аф. И. Лобанова строителю новаго Успенского монастыря в Хлынов Трифону, на деревню Елизарья Балезина, 1588 г. октября 14.

Лета 7097 октября в 14 день, по государеве цареве и великого князя Федора Ивановича всея Руси грамоте, осматривали городовой прикащик Офонасей Иванов сын Лобанов, да Яков Носков, Нечай Севергин, да Есип Ремеников, Офонасей Вогульской государскою деревню, а живет в ней Елизарей Болязин и осмотря ту деревню и взяли у Елизария Болязина и отдали  по государеве грамоте в новый монастырь …»

«А на даче были и на смотре староста Прокопей  Гладышев, целовальники Иван Распопин, Рудак Колпашник, Алексей Пурышкин, Семен Шишкин, Матвей Жданов, Семен Дурново, Гаврил Гаврилов Юркин.

К сей данной городовой прикащик Офонасей Лобанов и в товарищев своих место печать свою приложил. А дану писал земский дьячек Никита Обабков.

 

В очередной грамоте обозначен уже новый городовой приказчик, при этом лучшие люди, перечисленные в ней, те же, что и ранее.

5.«Грамота царя Федора Ивановича в Хлынов городовому прикащику Аф. Зеленову о безоброчной отдаче Успенскому монастырю озера Спенцина и курья Парфеновой 1589 г. июля 30

От царя и великого князя Федора Ивановича всея Росии на Вятку, городовому прикащику Афонассию Зеленову да старостам и целовальникам, Матвею Гаврилову да Якову Носкову да Федору Рязанцову да Афонасию Вогулскому и всем земским людям.»

 

Следующий городовой приказчик Федор Рязанцев (ранее числившийся в лучших людях) вероятно, заступил на службу в январе 1595 года. Это предположение обусловлено тем, что в середине января 1595 г. существует «Данная» от имени воеводы Василия Овцина (возможно этот документ готовился воеводой, т.к. на тот момент не было действующего городового приказчика), а уже в конце января этого же года – имеется царская грамота на имя нового городового приказчика Федора Рязанцева. Наименования этих документов и еще одной последующей грамоты (оберегательной монастырю) привожу ниже.

6.«Данная Вятского воеводы Овцына Успенскому монастырю на пустоши и пожня в Хлыновском уезде, 1595 г. января 15.»

7.«Грамота царя Федора Ивановича в Хлынов городовому прикащику Ф.Рязанцеву, об отводе во владение Успенскому монастырю Вобловицкой волости, 1595 г. января 31.»

8.«Грамота оберегательная Успенскому монастырю, на имя Хлыновского городового прикащика Ф. Рязанцева, 1597 г. марта 12.»

 

Завершаю сообщение о лучших людях Хлынова, выдержками из статьи о вятских выборных, участвовавших в соборе 1613 г. По результатам этого собора, царем был избран Михаил Федорович Романов (Труды ВУАК 1906 г., Вып. 1-2, третий отдел, стр. 56-58.).

«Третий депутат от Вятки на соборе 1613 г.

В V-VI выпуске « Трудов Комиссии» (с. 223-226) мы сообщили, доступные доселе сведения о двух выборных от Вятки на соборе 1613г, посадившем на престол Михаила Федоровича Романова, об архимандрите Ионе Мамине, преемнике преп. Трифона, и о Богоявленском (тогда единственном на всю Вятку) протопопе Павле Морозове. Но о третьем выборном от Вятки Путилке, было нами сказано с некоторой нерешительностью, был ли этот Путилко – тот верный слуга царя Василия Шуйского Путилко Рязанков или Рязанцев, который воеводою князем Ухтомским в 1609 году был послан из Хлынова, вместе со стрелецким сотником Захаром Пановым, в Котельнич, для защиты этого города от инородцев. Причиной нашей неуверенности было то обстоятельство, что Котельнич в 1609 году был взят инородцами и защитники его с Захаром Пановым во главе были убиты, а потому было неизвестно, остался ли тут в живых, второй после Панова защитник Путилко Рязанцев.

Теперь мы можем сказать решительно, что Путилко Рязанцев не был убит при разгроме Котельнича, а остался в живых.

В «Дозорной книге князя Ф. А. Звенигородского 1615 года» … мы читаем: «Хлыновского городового приказщика Федора Резанцева, да сына его Путила, да посадцких людей Данила Калсина, да Федотка Шибанова, да Микифорка Кожевникова, от Хлынова вниз по Вятке реке озерко Духовое, да озерко Черное, с истоки и с простми и с логи и с заливы, что были на оброке за Давыдком Калачниковым с товарищи; оброку и пошлин платят с наддачею (т.е. дороже Калачникова) по сороку алтын на год.»

… выборный на собор 1613 года Путило оказывается сыном влиятельного на Вятке городового приказчика, имевшего торговые сношения с Астраханью, известного и Перми и Устюгу. Неудивительно поэтому, что сын первого тогда (из мирских) лица в городе, известный уже раньше защитою Котельнича от инородцев, был выбран Хлыновцами депутатом их на собор для выбора царя, вместе с двумя высшими тогда на Вятке духовными особами.»

Аватар пользователя Нина Целоусова

Цетлин Семен Семенович

Родился в 1888 г., Белоруссия, Витебская обл., г. Витебска; русский; работал преподавателем техникума.. Проживал: г. Кирове. 
Приговорен: особая тройка при ПП ОГПУ Нижегородского края 2 ноября 1931 г., обв.: по ст. 58 п. 10 УК РСФСР. 
Приговор: 2 года высылки. Реабилитирован 28 июля 1999 г.

Источник: Книга памяти Кировской обл. http://lists.memo.ru/index23.htm