Православный Нолинск в 1950-х годах

Православный Нолинск 50-х годов прошлого века можно увидеть, почувствовать, прочитав документы Уполномоченного по делам Русской Православной Церкви и религиозных культов по Кировской области, хранящиеся в Центральном государственном архиве Кировской области.

Этот Совет был создан при Правительстве СССР в 1943 году для осуществления контроля над Церковью во главе с полковником госбезопасности Г.Г. Карповым, закончившим свою карьеру в чине генерал-лейтенанта. И вплоть до 1950-х годов Совет находился под опекой органов госбезопасности. (1)

В адрес совета лично товарищу Карпову, а для сведения и в Кировский обком КПСС направлялись справки, информации, письма уполномоченного по Кировской области, в т.ч. касающиеся деятельности религиозных обществ Нолинского района во второй половине 1950-х годов.

Они рисуют картину некоторой передышки после жестоких гонений 1930-х гг. В 1940-х годах вновь начали открываться отдельные закрытые ранее православные храмы. В первой половине 1950-х последовало освобождение священнослужителей, выживших в лагерях и тюрьмах, возвращение их на церковную службу. Развернувшийся в середине 1950-х годов процесс либерализации, развенчания сталинизма и расширения возможностей духовной жизни благотворно сказался на положении Русской Православной Церкви, хотя ни на день не ослабевал контроль за ее деятельностью со стороны государства, не прекращалась атеистическая пропаганда.

07 июля 1954 года было принято весьма жесткое постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерахее улучшения», породившее ряд злоупотреблений на местах и массовое недовольство. Правда, оно было смягчено последующим постановлением «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» от 10 ноября 1954 года. По ряду пунктов оно было противоположно июньскому и вызвало волну благодарственных писем от верующих (2).

Относительная стабилизация деятельности наблюдалась и в религиозных общинах Нолинского района.

Уполномоченный сообщает о наличии в Нолинском районе восьми действующих религиозных общин: шести русско-православных и двух старообрядческих. Также сообщается, что в Нолинске до революции действовало три церкви, две из них после революции закрыты, здание кладбищенской церкви разобрано (3), а соборной церкви приспособлено под городской дом культуры (4). Здание действующей (на 1958 год) церкви (5) построено в 1843 году. В 1928 году она была закрыта, вновь начала действовать в 1946 году после 18-летнего перерыва. Епископом для этой церкви был установлен штат в количестве 2-х священников и одного дьякона, но в связи с недостатком в епархии духовенства служил лишь один Васнецов Михаил Иванович из славного рода Васнецовых, давшего миру великих художников.

Проводилась ежедневная служба, имелся хорошо слаженный церковный хор из 12 человек. Церковное помещение содержалось в изысканной чистоте (6)

Церковная община действовала также в селе Сырчаны, где имелось «Церковное кирпичное здание облегченного типа, построенное взамен деревянного в 1901 году». Существовал любительский хор из 4-5 человек (7).

Каменное здание церкви в Сретенском построено в 1797 году. В дореволюционное время причт состоял из 2-х священников и двух псаломщиков, владевших большим количеством земли (пахотной и усадьбы 38 га). Церковь эта также с 1928 по 1946 год была закрыта.

Уполномоченный Совета по Кировской области сообщает, что в этой церкви «хранятся под небольшим балдахином мощи в ящике под стеклом 20 Х 25 см... апостола Якова, исповедника Павла, Власа, Пантелеймона и холщовая перчатка Трифона... Какой-то особой службы около этих мощей не бывает, но во все религиозные праздники они ставятся на более видное место... « (8)

После изучения деятельности религиозных общин Нолинского района Уполномоченный пишет письмо в Москву, уже упоминавшемуся товарищу Карпову, в Совет по делам РПЦ при Совете Министров СССР, советуясь, как же поступить с этими мощами. Ответа из Москвы в делах не сохранилось, но он понятен, так как вскоре Уполномоченный порекомендовал владыке Поликарпу отозвать их на епархиальный склад в г. Киров. (9)

Церковное здание в селе Чигирень построено в 1875 году — далее в своем обзоре сообщает уполномоченный по делам РПЦ — и в дореволюционное время эта церковь была весьма чтимой верующими. Кроме большого денежного дохода на причт в 3 человека (священник, дьякон, псаломщик) собирали ржи и овса свыше 200 пудов. В 1950-х годах это была активно действующая община, имелся слаженный хор, обновлено облачение, регулярно проводился декоративный ремонт (10).

Деревянная церковь в селе Манылово построна в 1878 году. Это небольшое здание вместимостью до 300 человек. Убранства богатого не было, ризы сшиты из современного китайского шелка, хор — любительский (Упоминаний об этом селе я не нашла - Е.Ч. ) (11).

Церковное здание в селе Зыково построено в 1903 году. Отмечается, что в церкви чисто, все металличесие предметы начищены до яркого блеска, Священник Молчанов обучил церквному песнопению верующих. В этом приходе пели если не все, то почти все (12).

Служба в сельских храмах в 1950-х годах проходила только в воскресные и праздничные дни.

Рассказывая о храмах, уполномоченный замечает, что все храмы построены из кирпича, сделанного на месте, и советует выделку кирпича тем же простым способом восстановить.

Священнослужителей в районе числилось 7. Самому молодому было 54 года, старшему — 78 лет. Четверо из них подвергались ранее репрессиям со стороны советской власти, почти все имели духовное образование, получив его еще до 1917 года, все во время особо жестоких гонений на церковь вынуждены были оставить церковную службу.

Так, священник Нолинской церкви Михаил Иванович Васнецов родился в 1882 году, окончил духовную семинарию. 30 лет служил в Архангельской церкви Нолинского уезда, привлекался к судебной ответственности по известной 58 ст. УК РСФСР, два года провел в тюрьме. Далее работал в различных организациях Кировской области, сменив множество профессий от ассенизатора до бухгалтера. С декабря 1957 года вновь стал священником. Был образованным человеком, следил за событиями в стране и в мире.

Дьякон той же церкви - Чайников Иван Васильевич 1896 года рождения (13).

Священник церкви села Сырчаны Курочкин Николай Гаврилович 1880 года рождения окончил духовное училище, работал учителем, псаломщиком, дьяконом в с. Байса. С 1934 года по 1947 годы — в пчеловод в Уржумском лесничестве. С 1956 года — священник в селе Сырчаны. Этот священник проявил большое старание в возрождении колокольного звона, собрал совместно с верующими цветной металлолом, добился согласия Аркульского судоремонтного завода об отливке колоколов. Не его вина, что не зазвучал тогда колокол в селе Сырчаны. Узнав об этой затее, уполномоченный Совета и райисполком тут же ее пресекли (14)

Священник Сретенской церкви Попов Дмитрий Семенрович 1885 года рождения окончил духовное училище, в сан священника посвящен в 1906 году, был осужден в 1952 году. (15)

Настоятель церкви в селе Чигирень Кожевников Иван Григорьевич родился в 1889 году. В сан посвящен в 1911 году, с 1937 по 1952 годы имел перерыв в службе. Три его сына в годы Великой Отечественной войны были на фронте. К службе в церкви относился ревностно, систематически читал проповеди. (16)

Священник села Манылово Корзунин Иван Никанорович 1904 года рождения — единственный из названных не имел специального духовного образования. Окончил 4 класса, служить в церкви начал в 1928 году. Он и его старший сыне во время Великой Отечественной войны служили в Красной Армии. Привлекался к суду по 58 статье, был осужден на 6 лет. (17).

В селе Зыково настоятелем церкви был Молчанов Владимир Васильевич 1897 года рождения, окончивший духовную семинарию. Он являлся благочинным Нолинского благочинческого округа. В 1918-1922 годах служил в РККА. С 1922 года — священник в селе Зыково. В годы Великой Отечественной войны — счетовод, лесоруб, разнорабочий. С 1946 года вновь стал священником в с. Зыково. (18).

1955-1957 годы были относительно благополучны для РПЦ. Как явствует из документов церкви активно посещались. В Нолинске в будние дни посещали церковь 20-40 человек, в воскресные — 200-300 человек, а в праздничне дни — до 2 - 2, 5 тысяч человек. В основном это были пожилые люди, но во время венчаний и отпеваний в церквах присутствовала и молодежь. (19)

У многих дома были иконы, в т.ч. И у коммунистов. Верующие заказывали молебны Святителю Николаю, Целителю Пантелеймону, Кириллу и Мефодию (чтобы дети хорошо учились).

Число крещений превышало число родившихся младенцев. Так, в Нолинске в 1956 году родилось 878 детей, окрещено 1077, в 1957 году родилось 1055 детей, окрещено 1235 человек. В справке отмечается, что почти все коммунисты тайно крестят детей. Случаев венчаний немного, но и здесь отмечалась тенденция к росту. В Нолинске в 1956 году зарегистрировано 5 случаев венчания, в 1957 году — уже 30 (20).

В районе в этот период существовали две старообрядческие общины: в дер. Сандалята и Леушино. В общине в дер. Сандалята насчитывалось до 300 человек, служба шла ежедневно с 4-х часов утра. Настоятель общины назывался «стариком», исполнял его обязанности Кунилов Кузьма Архипович 76 лет. Община имела свой молитвенный дом, при нем жилой дом, совет, ревизионную комиссию, старосту.

В Леушино еще в 19 веке построен молельный дом. Духовным «стариком» здесь был Зяблицев Николай михайлович 1894 года рождения.

Крещений в Сандалятах в 1957 году зарегистрировано 23, в Леушино — 7 (21)

Как видим, все 8 общин активно действовало. Но это относительное благополучие оказалось непрочным. Подготовительные шаги к очередному широкомасштабному наступлению на Церковь были сделаны на конференции 350 теоретиков атеизма в Москве в августе 1957 года (22). Началось проведение антирелигиозных мер по административной линии. РПЦ оказалась на пороге новых испытаний, коснувшихся и Нолинского района.

 

Примечания

1 М. В. Шкаровский. Русская Православная Церковь в 1943-1957 годах. Вопросы истории, 1995, № 8, с. 37.

2. Там же. С. 51-52.

3. Церковь Всех Святых на городском кладбище (1846-1945). Была заложена в 1840 году на средства купечества и прихожан из деревень, собранные «кружечным побором» и освящена 1 мая 1846 года. Архитектура храма была уникальна. Считается, что на Вятской земле храмов с подобным архитектурным замыслом было выстроено всего пять церквей, но ни одна из них не сохранилась. Райсовет 12 февраля 1945 года вынес решение о закрытии церкви, мотивируя это тем, что «служители культа в числе 4 человек от службы в данной церкви отказались, а рабочие и служащие города Нолинска и окрестных селений требуют закрытия этой церкви». В 1961 году здание церкви было полностью разрушено. На руинах церкви произведены новые захоронения.

4. Речь идет о Никольском соборе, который начали строить в 1653 году. Воздвигали храм пятнадцать лет. После того, как сама храмовая постройка была завершена, ее украсили многоярусной колокольней. Николбский Собор закрыли в 1937 году и использовали в различных целях: в помещении собора находились Дом культуры, кинотеатр, фильмотека кинопроката, спортивная школа олимпийского резерва, актовый зал и спортзал сельскохозяйственного техникума, а также спортивный зал средней школы № 2, что привело к окончательному его разрушению. В 2004 году собор выгорел. С 2010 года ведутся восстановительные работы.

5. Речь идет о ныне действующей церкви Успения Пресвятой Богородицы.

6 ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп. 31. Д. 59. Л. 67-68.

7. Там же. Л. 70-71. Позднее в здании Вознесенской церкви (архитектор И.А. Чарушин) в Сырчанах находился клуб, в настоящее время — в полуразрушенном состоянии.

8. Там же. Л. 72-73. В настоящее время Сретенская церковь в с. Сретенском заброшена.

9. Там же. Л. 84.

10. Там же. Л. 73. В настоящее время Крестовоздвиженская церковь в урочище Чигирень заброшена.

11. Там же. Л. 75. Деревянная церковь в селе Манылово утрачена.

12. Там же. Л. 76-77. В настоящее время Троицкая церковь в с. Зыково — действующая.

13. Там же. Л. 67.

14. Там же. Л. 70.

15. Там же. Л. 72.

16. Там же. Л. 73-74.

17. Там же. Л. 75.

18. Там же. Л. 76.

19. Там же. Л. 67-77.

20. Там же. Л. 111-112.

21. Там же. Л. 78-79,

22. М. В. Шкаровский. Русская Православная Церковь в 1943-1957 годах. Вопросы истории, 1995, № 8, с. 55.

     

    Комментарии

    Аватар пользователя татива

     "Священник села Манылово Корзунин Иван Никанорович 1904 года рождения — единственный из названных не имел специального духовного образования. Окончил 4 класса, служить в церкви начал в 1928 году. Он и его старший сыне во время Великой Отечественной войны служили в Красной Армии. Привлекался к суду по 58 статье, был осужден на 6 лет. (17)." Что за село такое "Манылово",  не могла найти.  У мея есть сведения что служил Иван Никанорович в селе Мелянда, а  " с 7 сентября 1954 по 1974 г.г. – настоятель
    Успенской церкви г. Нолинска. 10 июня 1974 г. вышел в за штат."

    Встречу его родственников обязательно спрошу!

    Татьяна Ивановна, в Списках священников за 1917 г. есть только одно село Манылово (Чемезы) - в Уржумском уезде. Ныне - на територии Марий Эл. Ссылка на страницу: https://rodnaya-vyatka.ru/places/96248

    В описании храма те же признаки: деревянный, 1878 г. постройки.

    А в Мелянде я бывал, там каменная церковь.

    Аватар пользователя татива

    Спасибо Виктор Иванович! Я всё это уже просмотрела, поэтому и задала вопрос, не вяжется что-то... Какое отношение  тогда Манылово имеет к Нолинску? Надо бы  посмотреть  дело в архиве, да жаль последнее время там не бываю...

     

     

     

     

     

     

    Наверное, напутал что-то уполномоченый по Кировской области. Или название ошибочно написал из послужного списка нолинского священика, где он возможно упоминал свое бывшее место служения, или справка о марийском селе случайно оказалась в папке отчетов по Кировской области.

    А здесь о нем же, только Манылово - в Немском районе

     

    http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITY...

    "Корзунин Иван Никанорович

    Кировская о., Немский р., с.Манылово, Трифоновская церковь 
     

    священник 
    В 1950-е годы служил в Кировской епархии.
    К этому времени имел сан протоиерея.
    К 1959 году значился священником Трифоновской церкви с.Манылово, находившегося
    в Немском (Нолинском с 1959г.) районе.
    Деревянная церковь села была освящена в 1878г. Это было небольшое здание
    вместимостью до 300 человек. Убранства богатого не было, ризы были сшиты
    из современного китайского шелка"

     

    Надо поискать по названию Трифоновскую церковь.

     

    Аватар пользователя татива

    Спасибо огромное Виктор Иванович!  Все сведения о Корзунине И.Н. , которые у меня есть сходятся, кроме этого села...  Меня оно заинтересовало потому что не нашла его здесь на РВ.

    Есть еще одна нестыковка, Татьяна Ивановна. В карточке военно-пересыльного пункта в 1943 г. у него в графе "судимость" написано: "нет".

    Трифоновская церковь по поиску на РВ находится только одна - с. Каменное Заделье Удм. Р. Тоже не сходится.

    Пока тупик. Либо это церковь, вновь открытая в советский период в годы ВОв, с изменением названия (такое бывало, например в пгт Фаленки), либо ошибка в архивном деле.

    Все-таки было такое село, но на сайте его нет. Нужно искать списки Н.П. 1950-тых гг.

    Сообщение отсюда: https://rodnaya-vyatka.ru/places/75421

    Опубликовано вт, 12/09/2017 - 13:40 пользователем Родыгина Анна
    Аватар пользователя Родыгина Анна

    А кто-нибудь знает что-нибудь о селе Маныловщина. Было расположена где-то рядом с с.Чигирень и с.Татаурово. На сайте о нём нет. 

    Там была церковь, до 1946г. протоиереем был Юферев Аркадий Михайлович. Его потомки установили там на месте церкви памятный знак - деревянный Крест с табличкой. 

    О с.Чигирень и с.Маныловщина - http://selskaya-nov.ru/page/pro-dedushku-arkadija-i-babushku-mariju.

    И, кажется, я его нашел. Это д. Маныловцы (Рогозинская 1-я)  Татауровского (ныне Нолинского) района: https://rodnaya-vyatka.ru/places/104437

    На топо-карте 1966 г. в деревне стоит топографический знак церкви - крест.

    Аватар пользователя татива

    Виктор Иванович, я просто преклоняюсь перед Вами!  Все же нашли! Спасибо и Анне Родыгиной за находку такого интересного рассказа!

    Аватар пользователя татива

    Да, я тоже обратила внимание на запись на сайте "Память народа".  Посмотрела там же и про его сына Геннадия( 1927 г.р.), его призвали в армию в 17 лет, в конце 1944 г.

    Очень обидно, что родственники Ивана Никаноровича не проявляют интереса к истории семьи(его внук живет в соседнем подъеде). Пыталась несколько раз завести разговор, всё бесполезно. Иногда встречаю жену Геннадия Ивановича (ей уже далеко за 80!) рассказываю ей что узнала про свекра и его предков. У нас общие корни.

    Здравствуйте 

    Мы являемся прямыми потомками Ивана Никаноровича. Только начали изучать историю семьи и будем очень признательны, если Вы поделитесь информацией про наших предков.