Ранняя история Лузского района. Часть 4.

Ранняя история Лузского района 
(и попутно Устюга и Вятки в целом).
Ответы на вопросы.

* * * * *

Ниже рассмотрены две ситуации из истории Лузского района, подсказанные в комментариях к предыдущим публикациям. Ответ на первый получился очень пространным, иначе не получалось, так как захотелось самому разобраться досконально в пределах возможного. Дело в том, что мой родоначальник Михаил Дуда (возможно Дудин) по купчей 1539 года проживал в Дрищевском починке. Это примерно 30 км. от Лальска и 80 км. от Устюга (по дорогам). Тему подсказал пользователь сайта РВ Gjurgi. В то же время она не вписывается в план Заключительной части статьи. Вторая тема связана с первой - это купчие и другие права на землю. 

1. Поход казанцев на Великий Устюг в 1542 г. 

 
Сергей Константинович Свечников ''Присоединение Марийского края к Русскому государству'' https://coollib.com/b/471949/read так описывает события в главе 4.2. Походы казанских войск на русские земли в 1535-1545 гг.: ''Весной-летом 1542 г. 4 тыс. (в ряде источников приводится нереальное число — 40 тыс.) татар и луговых марийцев, беспрепятственно пройдя через Вятскую землю, «повоевали много все городы около Устюга и волости много зла сотвориша и в полон поведоша»; только в Дымкове казанцы сожгли 2 церкви и 73 двора. Возвращаясь назад по реке Моломе  плотах, они попали в районе Котельнича в засаду, устроенную вятчанами. Все татарские воины были уничтожены, «толко ушли лесом черемиса луговая на Пижму реку». Скорее всего, с этого времени Вятская земля, «которая земля есть Накратская», перестала платить дань казанскому хану.'' Здесь Свечников объединил три источника. 
1) Повесть о стране Вятской (Вятский летописец). Памятник Вятской письменности XVII–XVIII веков. — Вятка, 1905. — С. 52, 53. Так как информация относится к Вятке, то важны все подробности, поэтому воспроизвожу записи полностью: ''В лета 7008* ходила рать Казанская Татарская чрез Вятку на Устюг 40 000 и повоевала  много все городы около Устюга и власти и много твориша и в полон поведоша и пошла та сила Моломою рекою на плотах и собрашась все Вятские жители всех городов под Котельнич город и ту силу Татарскую на Моломе реке побили на голову только ушли лесом Черемиса луговую на Пижму реку.'' 
* Примечание: здесь явная типографская ошибка – должно быть 7050. 
2) Времянник еже нарицается летописец российских князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася // Труды Вятской Губернской Ученой Архивной Комиссии 1905 года. — Вятка, 1905. — Вып. 2. — С. 40: ''В лето 7050 (1542) ходила рать Казанская Тотарская чрез Вятку на Устюг 40 000 и повоевала  много, все городы около Устюга и волости, и много зла сотвориша, и в полон поведоша. И пошла та сила с Устюга Моломою рекою на плотах. И Божею милостию собрашась все Вятские городы под Котельнич град, и побиша на Моломе силу Татарскую на голову, только ушли лесом Черемиса луговая на Пижму реку.'' 
3) Титов А.А. Летопись Великоустюжская по Брагинскому списку XIII–XX вв. — М., 1903. — С. 5. Данная книга не найдена, но найдена А.А. Титов ''Летопись Великоустюжская'' М. 1889, стр. 47: ''1542. Казанские татары, пройдя чрез Вятку в числе 4000 человек, сожгли на Дымкове две церкви: Димитрия Селунскаго и Сергия Радонежскаго и 73 двора; после того татары были разбиты вятчанами близь Котельнича. Это седьмое разорение Устюга, после котораго устюжане были освобождены на три года от платежа всех повинностей. Ранее этого года известие о церквах слободы Дымкова не имеется.''
Попутно уточнение к ранее написанному (см. Часть I), там же стр. 28: ''1438. На троицын день пришедше вятчана на град Устюг Великой войною *),—но токмо древний град, зовомый Гледен, сожгли и опустошили; а граждане, разбежавшись по лесам и удобным местам, скрылись, чрез что от смерти свободились. *) Это событие по С. Л. относится к 1437 г.'' (Примечание: С.Л. – Суворовский летописец). Там же, стр. 36: ''В том же году (1466) вятчане, пришед ночью вверх во Сухоне, не замечены были от устюжан и сожгли Кокшеньгу: потом, перебравшись на Вагу, учинили великие грабежи вниз по той реке,  и выплыв в Двину, пошли вверх по оной и по Югу, но принуждены были от устюжан, приготовившихся к бою, под командою наместника Сабурова, оставить их в покое и поспешить в Вятку (С. Л.)''
Возвращаемся к теме. Стр. 47. ''1552. Устюжане участвовали в походе войск царя Иоанна Васильевича на Казань.'' Данных о черемисских войнах нет, кроме ''Казанцы, от бунтовства отстав, волею государю покорились'' (стр. 50). 
Смутное время. Там же, стр. 51: ''Поляки же, не дошедше до града Устюга, яко поприщ за пять, распределяли тут полки своя, cие было генваря в 25-й день*, и будучи в готовности, пошли на брань ко граду…'' Данных о татарах и черемисах в этот период под Устюгом или в Устюжском уезде нет. 
* Примечание: запись под датой 1580- 1598 гг.
Ещё раз Свечников, глава 4.2.: ''В 1535–1545 гг. Россия пережила действительно тяжелые времена и, прежде всего, из-за частых вторжений казанских войск (см. Карту 3)*. Масштабы опустошений были значительны, но отнюдь не настолько, как это пытались изображать разные русские авторы. В Никоновской и Львовской летописях указано, что были якобы разрушены («пусты сотворили») Нижний Новгород, Муром, Мещера, Гороховец, Балахна, Владимир, Шуя, Юрьевец Вольский, Кострома, Галич, Вологда, Тотьма, Устюг, Пермь, Вятка. Действительно в этих летописях записано идентично: ''А воевали Казанцы грады и пусты сотворили (далее перечень городов), многие приходы в многие лета, донележе Бог государем нашим избавил от них''.
* Примечание: см. Часть III, карта Русско-казанские войны.

 Далее: ''Однако источники не содержат сведений о том, что эти города были захвачены казанскими войсками. Как правило, все ограничивалось разорением волостей, захватом незначительных укрепленных поселений типа недостроенного Жиланского городка, мелких монастырей, а также нередкими ожесточенными сражениями между московскими и казанскими войсками.'' Можно согласиться с такими выводами Свечникова, выше написанное по Великому Устюгу не подтверждает захват самого города, окрестности Устюга были разорены, т.е. уезд. Ещё раз Свечников, там же: ''Кроме того, крупные походы казанских войск происходили обычно зимой. Еще Н.М. Карамзин обратил внимание на то, что казанцы опасались совершать походы в теплые времена года, так как те не имели достаточно сильного флота, и при отступлении русские войска могли загнать их к берегам рек и утопить. Это же обстоятельство явилось основной причиной отказа Казани от одновременных наступательных действий в союзе с Крымским ханством. Дело в том, что крымские татары опасались нападать на Русь зимой, когда появлялись серьезные трудности с подножным кормом для лошадей, летом же крымское войско не испытывало проблем с реками, которые текли вдоль его передвижения в сторону Москвы и обратно.'' Таким образом события ''казанской войны'' относятся к 1542 году и ранее. 
Разбираемся с купчими. Книга И.С.Пономарёв ''Сборник материалов для истории города Лальска Вологодской губернии'', том I, стр. 14: ''Точно также не избежал Лальск и набега воровских шаек; доказательством этому служить следующее: при составлении писцовых книг ''Соливычегодской'', в 1625 году, владельцы лежащих вблизи Лальска деревень: Насонова— на реке Лузе в 9 верстах от Лальска, Филогина починка— в 8 верстах и Волосовой горы— в 2 верстах от Лальска, Родька Григорьев, Тренка Микифоров, Микифорко Данилов, Ивашко Овдокимов и Васко Семенов заявили переписчикам, что купчия на их земли ''пропали в приход казанских татар''. Смотрим оригинальные записи, ПК 1625 г., стр. 454 и далее: ''дер. Насонова – Микифорко Данилов владеет по старине, крепости, сказал, утерялись (Тренка Микифоров - и утеряли) в Казанскую войну; дер. Волосова Гора - Ивашко Овдокимов владеет по старине, а купчая, сказал, пропала в приход казанских татар; Васка Семенов владеет по старине, крепости, сказал, утерялись в войну казанских татар.'' Здесь имеется, на мой взгляд, существенные уточнения: крестьяне могли отличать татар (обобщенный термин тюркских воинов) от поляков и других воровских шаек (европейцев), но термины ''в Казанскую войну'' и ''в войну казанских татар'' явно не из их лексикона. Так, скорее всего, сформулировали именно переписчики, уж очень совпадают с терминами современных историков (казанские войны, черемисские войны). Пономарев сделал вывод о недавних событиях, так как данный текст приведен в описании событий Смутного времени. В частности он пишет, что когда войска польский короля Сигизмунда ушли из Москвы, но отделились отдельные отряды, которые бесчинствовали до 1619 года в северной части России, в частности Холмогоры. ''Несколько таких шаек, соединившись, пошли на Двину к Холмогорам. На обратном пути, идя вверх по Двине 22-го Января 1612 г. они разорили Сольвычегодск, и пошли к Устюгу, но Устюжане, укрепив город, отбили нападение'' (стр. 13). Сравним с Летописью Великоустюжский. Дополнительная выборка стр. 50-51, по которым можно сопоставить данные: ''Потом, назвавшись именем царевича Димитрия, чернец рострига Гришка Отрепьев, которой, женившись в Польше, привел с собою в Россию множество поляков и литвы, которые разсеялись по всей России, и многия россияном творили озлобления. Некие же от них, достигшее близ моря океана града, глаголемаго Холмогоры, и весь разграбили и опустошили. Оттоле же двигнушася, пошли вверх Двиною рекой к Устюгу Великому, хвалящеся в конец его разорити.'' Как видим события явно одни и те же, но даты явно не совпадают. Воспользуемся данными Википедии. Лжедмитрий I на территории России был в 1604-1606 гг. Холмогоры – кремль выдержал осаду польско-литовского войска в декабре 1613 г. В 1613 году польскому отряду удалось захватить и ограбить Сольвычегодск. Тоже некоторые противоречия по датам. Но главное, что это польско-литовские отряды. И они явно отличаются от тюркских воинов. Таким образом под последнее подпадают Казанские войны 1535-1545 гг. и три черемисские войны.  
Обратимся к книге Свечникова (см. выше). Начиная с главы 4.3., у него подробно описаны начало похода русских войск в 1545-1546 гг. на Казань, её взятие в 1552 г., присоединение горных и луговых марийцев к Московскому государству, ход первой  Черемисские войны 1552-1557 гг. В этот период отмечены следующие походы татаро-черемисских войск на Россию: ''Ответный поход казанцы совершили в сентябре 1548 г., когда трехтысячное войско (очевидно, марийско-татарское) во главе с Арак (Урак) — богатырем вторглось в Галицко-Костромское Заволжье… В марте 1549 г. русским также удалось отразить вторжение отряда в 140 воинов во главе с князем Мамазером. Казанцы разорили несколько селений близ Мурома и вскоре повернули назад... А.М. Курбский записал в своих воспоминаниях (1553 г.?), что казанцы ''не токмо на град Казанъский приходяще с великих лесов, но и на землю Муромскую и Новагорода Нижнего наезжают и пленя'', что ''в оной земле грады новопоставленные, некоторые же и Руской земле, в осаде были от них… Зимой 1556/57 гг. лугомарийские отряды совершили несколько набегов на русские земли — Нижегородское Поволжье, Унженский уезд, окрестности Галича (Соль Галицкая, Воскресенский монастырь). Вероятно, активность луговых марийцев в западном направлении во многом была обусловлена не только ненавистью ко всему русскому, но и страшным голодом, охватившим этой зимой все Заволжье…'' Наконец, на одной из карт отмечены два похода марийцев на Котельнич: 1553 г. и зима 1556/57 года. 
Для рассмотрения более поздних событий обратимся к статье Александра Бахтина ''Черемисские войны 1570-1590 гг. XVI в.'': ''Продолжались набеги марийских отрядов и на русские территории. Галицкий летописец сообщает о том, что в 1568 г. «приходила пешая черемиса»… С 1572 г.  ''отряды повстанцев стали осуществлять набеги на вятские, пермские, нижегородские и костромские земли…'' Есть несколько примеров разорения русских земель. В частности: ''По писцовой книге 1590/91 гг., в Заузольской и Везломской волостях насчитывалось 200 селений и 112 пустошей, запустевших от эпидемии 1571 г. * и нападений черемис.'' События третьей Черемисской войны описаны в ''Ранняя история Лузского района, часть III''.
* Примечание: чума. 
Таким образом казанского войска в районе Лальска после 1542 г. не было. Рассмотрим это событие применительно к крестьянам волости Луза (см. Части I и II). На эту дату самого города Лальска ещё не было. Был Никольский погост, документально зафиксированный в 1512 году. Были деревни и починки вокруг него. Из ПК 1620 г. знаем, что ''в Лальской же волости на реке на Лале на осыпи бывал городок Ботище ниже Николскаго погосту на берегу.'' Достоверных данных нет когда он построен. Если допустить, что он в 1542 г. уже существовал, то это отдельная история, так как речь идёт о трёх деревнях (возможно в тот период они были ещё починками). Хозяева четырёх дворов указали, что купчие на их земли пропали в приход казанских татар. Скорее всего, сгорели вместе с избами. Сами хозяева возможно попали в плен. Но им повезло, так как казанцы так много награбили, что сплавляли добычу на плотах по реке Моломе. А под городом Котельнич их окружили и побили вятчане (см. выше). Если бы не записи в писцовой книге 1625 г., мы бы не узнали о тех событиях. Прошло 80 лет, за это время было проведено несколько дозоров, можно предположить, что в первом нашлось бы больше свидетельств погромов.
Никольский погост расположен достаточно далеко от Устюга и в стороне от маршрута, который проходил вдоль рек Вятка, Молома, Юг. От Устюга до устья реки Лала около 90 верст: в обратном направлении вдоль реки Юг до устья реки Луза и далее по её правому берегу. Чтобы туда попасть нужно пройти мило Ратморова городка и через Онтропьеву слободу. Свидетельство прихода казанцев в слободу имеется: Жалованная грамота великого князя Ивана IV крестьянам и присельчанам Антропьевой слободы Устюжского   уезда о даче им Утмановского стана. 1546. Марта 26. (Акты  исторические, СПБ.                      1841. Т. I. с. 54.) ''до приходу Казанских людей за три годы'', т.е. тот же 1542 г. Отсюда можно предположить, что набег совершил один из отрядов татар или черемис, которые по ордынской традиции рассыпались в разные стороны. Причем он пришёл из-под города Гледен, который расположен на правом берегу реки Юг. 
На мой взгляд, именно этим обстоятельством, можно объяснить тот факт, что в ПК 1625 года Никон Тимофеев сын Дудин предъявил переписчикам купчую 1539 года на 2/3 деревни Дрищев Прислон, а ранее это починок на речке Дрищевке, левом притоке реки Луза. Род Дудиных здесь жил здесь почти 90 лет. Это третье поколение, если  первым считать Михаила Дуда (Дудина). Деревня Дрищев Прислон относится к Ратмеровскому стану, а тогда это волость Луза, и находится у самой границы с Онтропьевой слободой, но на другом берегу реки Луза.  Можно предположить, что казанцы прошлись и по другому берегу Лузы и погромили также селения будущих Учецкой волости и Андреевского стана. Тогда Михаил Дуда каким-то чудом избежал полона или, возможно,  тоже был в плену, но  был освобожден, тогда  чудом является сохранность купчей. Точнее уже не узнать. Точно узнали, что поселенцы по реке Луза пережили трудное событие, даже можно сказать, одно из трудных в череде испытаний, выпадающих на русский народ.
Факт погрома селений волости Луза и Онтропьевой слободы требует корректировки (уточнений) расчётов, изложенных в Части II. Но прежде еще одна ситуация, которую посчитал нужной описать – эпидемия 1571 г. (см. выше). Поиски в интернете указали на чуму. При дополнительном просмотре Великоустюжской летописи найдено: ''1571. Была в Устюге моровая язва, обнаруживающаяся гноючими вередами, от коей померло в городе до двенадцати тысяч человек.'' Найдена статья Д. Н. Альшиц ''Неизвестные послания Иван Грозного''  http://odrl.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2257
''В 1571 году вновь повеяли над Русью отравленные ветры чумы. Смертоносное поветрие накатывалось одновременно с юга — из Персии и с запада — из Германии… 4 октября 1571 года на Кострому, воеводам, специально посланным туда с войсками—«беречь от поветрея», был направлена царская грамота… Из текста грамоты вырисовываются два основные направления борьбы с чумой: строжайшая изоляция пораженных болезнью районов и применение огня как решительного средства уничтожения очагов инфекции.'' Остается предполагать, что подобная грамота также  была направлена в Устюг и эпидемия не распространилась на волости Луза и Онтропьева слобода. 

Уточнения к ранее выполненным расчетам.
Для удобства будем использовать административное деление территории на момент писцовых книг 1620-1625 годов. 
1) Ратмеровский стан: 1500 г. – 48-52 деревни и 97-106 починков, в них 193-212 дв., в них 212 чел.; 1560 г. – 133-145 деревень, в них 267-289 дв., в них 289 чел. Это прежние расчеты (см. Часть II). Экстраполяцию на 1542 г. не делаю, так как расчёты  ориентировочные. 
В 1542 году было вторжение татаро-черемисских отрядов. Не знаем сколько дворов было сожжено и скольких людей убили и взяли в плен. Можем только предполагать, что к 1560 г. произошло восстановление и их количество достигло ранее расчётных величин. Уточнение в данном случае следующие – прирост количества дворов и численности людей по сравнению с 1500 г. произошел за счёт дополнительного притока поселенцев, при этом численность прямо пропорциональна убыли от вторжения казанцев. По опыту восстановления вятских территорий после третьей Черемисской войны: часть дворов в деревнях запустели, возникли выставки из них, т.е. на тех же землях построены новые хозяйственные постройки, могли появиться новые починки, но к 1560 г. большинство из них стали деревнями. 

2) Онтропьева слобода: 1500 г. – 50-60 деревень и починков, в них 110-120 дворов, в них людей 166 чел.; 1560 г. – починков 20-24 и 60-70 деревень, в них 150-166 дворов, в них людей 226 чел. Уточнения аналогичны выше обозначенным. 

3) Лальская волость: 1500 г. – 95-103 деревень и починков, в них 187-206 дворов, в них людей 206 чел.; 1560 г. – 127-140 деревень, в них 254-280 дворов, в них людей 280 чел.
Уточнения аналогичны выше обозначенным. 

4) Учецкая волость. Деревни волости расположены на другом берегу реки Лала. Казанцы могли там появиться, если шли по обеим берегам Лалы. Уточнения те же. 

2. Купчие и другие права на владение двором.

Выше упомянуты четыре хозяина дворов трёх селений, что их купчие ''пропали в приход казанских татар'' и было выяснено, что это произошло в 1542 г., т.е. к моменту переписи 1625 г. прошло около 80 лет. Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Для начала обратимся к первоисточнику еще раз, но смотрим другие ключевые слова. В данном случае это ''владеет по старине''. А данные об утере купчей второстепенно. Данный термин включат несколько понятий. На первом месте – право распахивать не занятые чёрные земли иначе первопоселенца. Восходит оно к Ивану Грозному, который в своих грамотах разрешал это делать в определённых регионах. Далее право наследовать по отцу или другому родственнику. Собственно используя первое право, крестьяне сами занимали участки и ставили починки, а переписчики выискивали такие дворы и облагали тяглом. Постепенно такой самозахват начал сходить на нет и нужно было получить разрешение на землю. Право наследования по старине прослеживается еще в первой половине XVII в. Проследим судьбу перечисленных выше хозяевов по переписи 1645 г. Микифорко Данилов и его сын умерли в 1629 и 1634 годах, Тренка Никифоров сшел от тяжёлого письма и от хлебного недороду на Вятку в 1641 г. Деревня Насонова запустила, пашни перелором и лесом поросло, так как хозяева и их сыновья еще 2-х дворов умерли, владели по купчим 1614 и 1620 годов.  Ивашко Овдокимов владел двором в дер. Волосова Гора (ПК 1625 г.), а его брат Васька Овдокимов владеет по писцовым книгам Ивана Благово 1625 г. (ПК 1645 г.). Архипко и  Васька Семеновы владели дворами в починке Филогине по старине – Архипко умер в 1638 г., а Васька сошёл безвестносто в том же году. Починок запустел, так как хозяева и дети третьего двора умерли,  владели по купчей. Такая ситуация достаточно типичная, но она объясняет почему воеводы терпели до поры времени ''своевольничание'' крестьян. Только по мере увеличения численности населения начали предпринимать меры по упорядочиванию пользованием землею (с их точки зрения, точнее царя). 
Кроме старинного права и купчих (и приравненных к ним другим документам, например, закладная) были еще два способа узаконивания распоряжения землею. Это писцовые книги. Это официальный реестр земельных участков и владельцев. Восходит к первым новгородским писцовым книгам  ''нового письма'' (1495-1500 гг.).  Даже помещики часто могли подтвердить своё право только записью в ПК. Еще один документ – мирская даная. Это право общины отдавать пустующие дворы желающим их обрабатывать, появилось после введения земского самоуправления. 
Возвращаемся к пропавшим купчим. Почему на первом месте стоит ''по старине''?. С момента трагических событий и до переписи прошло почти 80 лет. За это время сменилось несколько поколений. Юридически правильно нужно оформлять акт передачи двора по наследству и раздел между братьями. Собственно все, как и ныне. Но чаще это не делалось, так как все это денежные затраты, потому и ''по старине''. Для генеалогических поисков даная ситуация – находка: не сохранились писцовые книги ранее 1615 г., не сохранились большинство и самих купчих, но есть запись владения двором по купчей такого-то года. Например, дер. Шишкина на Турине горе (Онтропьева слобода), по ПК 1625 г. 8 дворов, все владеют по купчей 1511 г. За более, чем 100 лет здесь сменились 3-4 поколения. На основании этой записи можно предположить, что все жители деревни родственники и потомки одно человека или двух братьев. Проследим их судьбы по ПК 1645 г.: в одном дворе появились новые владельцы по купчей 1635 г.; еще 2 двора владеют по писцовым книгам 1625 г., здесь нужно дополнительно разбираться это новые люди или сыновья прежних владельцев; еще 2 двора, похоже объединились, и в нем три брата владеют по старине, т.е. это однозначно наследники предыдущего владельца и им предстоит межевание двора; еще один хозяин сошёл безвестно в 1642 г.; еще один – умер, его поле лесом поросло, наследников не оказалось и его жеребей отдан на льготу крестьянину соседней деревни. 
Опишу еще один момент, связанный с купчими и будущим массовым бегством крестьян на Вятку, точнее их несколько, но они, на мой взгляд, завязаны в ''один узел''. Купчие Онтропьевой слободы и Лальской волости оказались доступными для современных поисковиков. По непонятным причинам писцы И.С. Благово и подьячей Василей Архипов собрал копии документов на владение землею крестьянами Онтропьевой слободы, Лальской волости и Окологородной волости (до выделения Сольвычегодского уезда – Сольвычегодская волость), соответственно они дошли до наших дней в массовом количестве, в отличие от других регионов уезда. Соответственно это 1511-1625 гг., 1505-1625 гг. и 1504-1625 гг. Ясно, что у них были для этого причины или цели. Это с одной стороны, а с другой в книгах 1645-47 г. встречаем множество записей бежал на Вятку в таким-то году, начиная с 1632 г., но важнее приписки почему: выше приведена одна из них, есть аналогичные, но с датой 1637 г.; Онтропьева слобода-  хлебный недород отмечен в 1632, 1641 и 1643 годы. Интересна запись по Дудиным. Деревня Турышкино: Русин Андреев сын Дудин умер в 1640 г., за ним числилось 2 двора, один передан младшему брату Алексею по ПК 1645 г., вторым владеет сын Русина Пронка по мирской даной 1643 г. Кроме того – ''и тот пустой Русинской жеребей четь деревни отдан на льготу тоя ж деревни крестьянину Пронке Русинову сыну Дудину  на пять лет со 1646 г. … потому, что в вытном старом письме положена тяжела.'' Я уже высказывал идею, что власть отслеживала процесс переселения крестьян из одного региона государства в другой и управляла им. https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/123635  Возможно  ''тяжёлое письмо'' И.С. Благово,  появилось на основе анализа численности населения по переписи 1625 г. и давности родов по купчим. Умышленно или так получилось, но чрезмерный оброк создал предпосылки для последующих переселений на Вятку и в Сибирь. 

 

Комментарии

Уважаемые коллеги, проследившие свои родословные документально: а) ранее 1615 г.; б) имеющие переселения в интервале 1615-1710 гг. и ранее!

Просьба поделиться свои опытом. Можно в личку. Конфиденциальность гарантирую. Материалы нужны для обобщения и разработки методики поисков ранее 1600 г. и переселений из уезда в уезд или другую губернию по писцовым и переписным книгам. 

Имею несколько примеров, но только 2 ранее 1615 г . с переселением. Этого явно мало. 

 

 

Аватар пользователя дядя Женя

Александр Фёдорович, не встречалась ли Вам в ранних переписях в Лузянской или Волмановской волостях фамилия Говоров? Обычно наблюдаем переселение из северных уездов в более тёплые края. В 1646 г. фамилия встречается в единственном населённом пункте - починке Новокшеновском Орловского уезда (в районе Оричей), а по Книге Вятских Родов В.А.Старостина (1891 г.) - в 6 деревнях близ дороги Устюг - Котельнич (или Вятка): из Устюга после Кайского болота у реки Паломицы - дер. Каменная Грива, Чудалово и Мачехонская, далее Холоватка возле села Молома, Езевская и Мачехонская у села Красное. Ареал распространения фамилии невелик. Кроме перечисленных, три деревня в Яранском уезде, в том числе, поч. Хренова (дер. Бутырки), откуда родом маршал Говоров. Получается, из Орловского уезда миграция шла в двух направлениях: на северо-запад в сторону Устюга и на юг - в Кукарскую дворцовую слободу?

https://viewer.rusneb.ru/ru/rsl01003717568?page=2&rotate=0&theme=white  это словарь Тупикова. Поисковая система выдала 3 чел. Все из одного города Солигалицка, посадники: 1560, 1608 и 1609 гг. Солигалицк - Солигалич Костромской обл.(!?). Есть ссылки на первоисточники. Значит можно найти.

Еще по Вашей ситуации. Из моей практики. Есть дальнее переселение и оно всегда север-юг и запад- восток. И есть вторичное расселение. Оно уже во все стороны, в т.ч. и как бы в обратном направлении. 

Вот и здесь, если Говоровы из Солигалицка, то имеем запад-восток. Еще 1646 г., а перед ним есть дозовы 1615 и 1629 гг. (даты ориентировочные, это базовые года сплошной переписи +/- на конкретную местность). Есть шанс проверить, а возможно и найти родственные связи. Действительно фамилии редкая. 

Аватар пользователя дядя Женя

В словаре с.108 (114) - Иван Говор, крестьянин, XV в., далее с. в. A. Фита. I., II  Что бы это значило? И ещё Ивашко Говор, Костромской езд, 1664 г. Этот Ивашко Говор вряд ли основатель рода вятских Говоровых, которые в 1646 г. уже записаны по отчеству - Петрушка Яковлев сын Говоров, его дети: Ивашко женат (то есть, ок. 1626 г.р., а Яков - ок. 1606 г.р. с учетом по 20 лет на поколение).А есть ещё один Ивашко - 12 лет (1634) - взят в салдаты. Не он ли тот Ивашко из Костромского уезда в 1664 г.? В переписях иногда встречается возврат от фамилии к прозвищу (Говоров - Говор). А вот крестьянин Иван Говор из 15 века вполне может быть предком. Только связи за 16-й век не восстановить. Знать бы ещё, что такое  эс.вэ.А.Фита,И (или римская 1) и римская 2. А дозор по Солигаличу есть?

Здравствуйте Евгений Аркадьевич. Позвольте скорректировать запись у Тупикова : Иван Говор , крестьянин , XV в.  Правильно : Ивашко Говорко , крестьянин деревни Матково( Матковская ) волости Залесья Костромского уезда около 1460 года рождения . Он в возрасте около 35-40 лет засветился свидетелем ( знахарем ) в судебном деле. ( АСЭИ том 1 дела 587 ,589 , 590).            С уважением.

Аватар пользователя дядя Женя

Спасибо, Синклитикия Васильева, за разъяснение. В выше стоящем посте я ошибся в записи. Если сын Петрушки Яковлева Ивашко (женат) ок. 1626 г.р, то Петрушка ок. 1606 г.р., а Яков ок. 1586 г.р. От Ивашка Говорка ок. 1460 г.р. до Якова (Якушки)  126 лет, то есть ещё минимум 4-5 поколений, и восстановить вряд ли возможно. Работаю по родословной Мартьяновых - Вершининых. Цепочка от Тита Мартьянова со времён Ивана Грозного сложилась лишь потому, что Тит в 1551 г. получил у Ивана Грозного жаловнную грамоту на Шабуровский остров между Вяткою и Моломою "за нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы", а наследники хлопотали при последующих переписях о наследовании острова, разделе по частям и т.д. Записи сохранились в Грамотах и актах Вятского архиерейского дома, в который впоследствии и перешли доли этого острова. А далее - уже по дозорным, писцовым и переписным книгам. По Говорову собираю родословную к юбилею маршала Леонида Александровича Говорова, которому 22.02.2022 г. исполнится 125 лет с его рождения. Деревня Бутырки (поч. Хренова) Советского района находилась на р. Пижме всего в 25 км от нашего Тужинского района. С той стороны (Кукарской дворцовой слободы) на территорию Тужинской земли переселилось порядка десяти фамилий. Причём, переселялись через Кукарку транзитом из центральных уездов Вятской губернии.

О "Замечательных, но забытых вятчанах" (А.С.Верешагин, Памятная книжка-календарь Вятской губернии 1895 г.) Тите и Каше Мартьяновых почему-то забыли кировчане. Братья Мартьяновы были соратниками вятского воеводы Бахтеяра Зюзина. Оба получили жалованные грамоты Ивана Грозного "за нашу казанскую службу..." в 1551 г. Ныне исполнилось 470 лет с этого события. А в 2022 году - 480 лет со дня битвы в устье Моломы в 1542 году, когда вятчане наголову разбили казанских татар, разоривших Устюг и возвращавшихся с добычей домой. Родина Тита и Каши Мартьяновых - деревни Мартьяновская и Кириловская - как раз в этих местах близ устья Моломы. Братья хорошо знали местность и способствали организации успешной военной операции. Может быть, тогда и началось их восхождение по военной карьерной лестнице. Мечтаю о том, что когда-нибудь на их родине на берегу Моломы на мысе в память о той битве и о "замечательных, но забытых вятчанах" вырастет реконструированная крепость-острог наподобие Городка (Шабалинское городище), чтобы потомки наглядно представляли (может быть, реконструкцией той битвы) историю Вятской земли. Информации о действиях Вятской дружины того времени и о братьях достаточно, чтобы описать события времён Ивана Грозного на основе летописей и других документов. Неужели юбилей города Кирова, к которому идёт подготовка, затмит не менее важный юбилей Вятской земли, что последний останется незамеченным?

О маршале Говорове. Извините , по памяти , я где-то читала в воспоминаниях то ли Баграмяна , то ли Жукова - Говоров в узком кругу " хвастовался " своими Можайскими родовыми корнями далеких предков. Кстати , АСЭИ том 2 дела 400,401 ,422,428 - упоминается Софон (Софоний) Говоров , около 1470 года рожд. , крестьянин дер.Филипковская Усошская вол. Можайский уезд.( а Тупиков этого С.Говорова пропустил).

Аватар пользователя дядя Женя

По Вершининым я проследил ветви по 109 вершининским деревням Вятской губернии из 144, написанных в Книге Вятских Родов В.А.Старостина. Все они к 1615 г. сходятся в три района обитания: Котельничский (дер. Кириловская, Мартьяновская и г. Котельнич), Слободской (окрестности города и с Волково и Никульчино), Орловский (Истобенский стан, Шалеговская волость). Исходя из того, что многие потомки Тита Мартьянова, Вершинины (Вершина - вышестоящий, военачальник - прозвище Тита Мартьянова, полученное, вероятно, после взятия Казани и походов Вятского полка в составе московского войска по Вятке, Каме и Волге, в том числе, в 1554 г. на покорение Астраханского ханства), были в этих трёх районах достаточно высокого положения и фамилия идёт от статусного прозвища, все они одного рода - Тита Мартьянова (или рода Мартьяновых - обе фамилии прослеживаются). Говоровы появились неизвестно откуда (из-под Можайска в окраииный починок Истобенского стана? - на рубеже 16-17 вв? - вряд ли). Скорее, фамилия появилась здесь от прозвища Якушки, иначе получила бы гораздо большее распространение. Десяток деревень говоровских и почти полторы сотни вершининских на конец 19 в. - разница большая. Переселение из Солигалицка вероятно, всё-таки, соседняя губерния, и связи между ними существовали. А то, что Говоров "в узком кругу" этим хвастался, вряд ли он мог знать об этом. Может быть, кого-то из Можайских Говоровых знал? Мы, (ну, или я) имея в наличие все доступные переписи и родословную по ним до маршала на 11 колен, не можем достоверно судить о происхождении его рода. У него такой возможности работать в архивах не было. Да и потомки пока не имеют родословной, поскольку работа не завершена.

Аватар пользователя a-musikhin

Евгений Аркадьевич, а известен ли Вам вот этот Говоров, записанный в 1623 г.:

Да в Ыстобнове на погосте дворовые пустые места:

Двор Ивашка Говорова, оброку гривна.

(РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 1032. Л. 150об.)

Кстати, в Спенцынском стане с 1615 г. известна деревня Говоровская, которая, очевидно, существовала ещё в предыдущий дозор Василия Овцына. Дозор Овцына, по моим данным, проводился в два этапа в 7101 и 7103 гг.

Аватар пользователя дядя Женя

Спасибо, Алексей Леонидович, за подсказку. У меня исходные данные, которые ведут к маршалу Говорову, перепись В.П.Отяева 1646 г. В оригинале (из книги В.Любимова) л. 220, Истобенский стан, починок Новокшеновской: "Во дворе Петрушка Яковлев сын Говоров з детьми с Ывашком да з Ганкою да с Ывашком ж. Ивашко женат, Ганка пятинатцати лет, Ивашко двенатцати лет. Во дворе Ярунка Яковлев сын Говоров с сыном Васкою. Васка году..." В 1678 г. двор пуст Ярушки Говорова. А появляется он в Кукарской дворцовой слободе, по переписи 1698-1701, "тому лет с 20 из Истобенского стана". Поскольку фамилия Говоровы на Вятке редкая (на 1891 г., по Книге Вятских Родов - десяток деревень), Ивашко Говоров мог из Истобного до 1623 г. переселиться в починок Новокшеновской (ныне ю-з п. Оричей), и Яков (Якушка) - его сын. Меня смущает одно: в 1615 г. в Котельничском уезде л.689 об. в починке Поцелоевском есть Якушко Власов да сын его Ярунка. Далее - 2 деревни Кустовские. В 1646 г. перед этими деревнями нет такого починка или деревни, как нет и Ярунки Яковлева. Сочетание Ярофей Яковлев в том и другом случае наводит на мысль, что Якушко Власов (сын?) и сын его Ярунка могут быть Говоровыми. Откуда могли прийти? На сайте "Костромка" публикуются альманахи (наподобие "Герценка: вятские записки"). В 6-м и 4-м альманахах дозорные книги по Солигаличу 1614 и 1628 г. Дозор дьяка Д.Кузмина Соли Галицкой 1614 г. показывает "што после литовских людей осталось" (после разорения города в смутное время) ... "Колодез Успенский и того колодезя половина посацких людей Будимка Говорова да Микифорка Пятова ... колодез Замосной... а у того колодезя варница Иванова посацких людей Микифора Пятова да Дудинка Говорова (Будимко - Дудинко).

В 1628 г. Колодез Успенский, да в том же колодезе Петунка Говоров владеет купчей 7107 (1599) г. Колодез Замостный да в том же колодезе раствору Дружинки да Степанки Ваулициных полчети, да в том же колодезе рассол Матвеевых крестьян Кафтырева, Петунки Говорова... а бывало у того колодезя пять варниц. Колодез Молоской а расолу полколодца Троицы Сергиева монастыря... да в том же колодезе Матвеевы крестьяне Кафтырева. Петунке Говорову четь колодезя владеют по старинной по духовной отца 7097 (1589) г. И всего у Соли Галицкие 24 дв., а людей в них 33 да 19 бобылских дв. людей в них тож да 91 дв. пустых да 105 мест дворовых и окологородных пустых и людей ж дворов и дворовых мест побили и разорили безвестно".

Вероятно, из Соли Галицкой и бежали от войск лжедмитрия работные люди, в том числе Говоровы. Встречаются известные фамилии: "МД пусто Федки Шеломова, в Деньгине улице место Пронки Кашина, место лавочника Демки Мартьянова. По фамилии Ваулициных есть два починка Ваулинских в Истобенском стане (хотя, может быть, трансформировались от имени Вавила). Есть ещё Можайский след Говоровых, но увязать их с Вяткой не реально.

Уважаемый Евгений Аркадьевич. После двухдневных своих стариковских раздумий все-таки решилась написать чуть развернуто , ибо Вы человек ищущий ,вдумчивый , занимаетесь благородным делом : краеведение и родословие ( впрочем , как и иные форумчане) и , надеюсь , поймете о чем я для Вас пишу.                                    Чуть о себе. Меня родители с раннего детства наставляли : семья - это Семь Я , ибо каждый из моих предков жил ,чтобы когда-то родилась я. Поэтому с раннего детства , как молитву на сон грядущий, я должна была на память знать не менее семи своих прямых поколений родовых предков по линии Отца и трех по линии Мамы. И знать не просто по имени-отчеству,дате рождения (смерти), но и их бытие с родовой географией. А еще родовые легенды о более старших поколениях Отцовского рода в глубь веков. Свою Маму я потеряла в 1942 г , когда мне было 12 лет . Отца немного позже. Видимо они что-то чувствовали и поэтому успели в меня вложить , включая родовые легенды , о 17-ти родовых колен ( я - 18 ая) со второй половины XV в и родовой географией из центральной части Московии до Балтики , а затем от Балтики на Дальний Восток с остановками в том числе в Вятской губернии. Я безмерно благодарна за это своим родителям ( Отец 1903 г.р. Мама 1905 г.р.), особенно в обстоятельствах переворота 1917 года , который перерубил на Руси поколенную родовую память в семьях у подавляющего числа людей , да и не только это ....                                            Ввиду "служивости " ( ключевое слово) в Вашем роду на рубеже XVI-XVII вв и " ...Говоровы  появились неизвестно откуда ..." , для Вас , Евгений Аркадьевич , приведу пример из родового зигзага истории моего рода( В основе этого лежит родовая легенда из моей детской памяти и , будучи рассказанной моему дальнему родичу , помогла ему связать нашу родовую ветвь за тысячи км , потому что -" появились ни октуда " , а также потвердить родовую легенду документально).      Итак , родовая легенда (кратко). Один из моих предков с сыновьями был в поместном войске  Ивана IV ( младший командир , снаряжал свой отряд имея служивых два поместья в Вяземском уезде ) , знавал Б.Годунова ( были в Полоцком походе вместе и т.д.). Дед этого моего предка присягал крестным целованием Ивану III , Отец -Ивану III  и Василию III , сам предок успел послужить Ивану IV и его сыну Федору Иоанычу. И вот в конце XVI в ему с сыновьями в его 70 лет предлагается присягать крестным целованием новому царю - Бориске Годунову , а этот Бориска для них ( предку с сыновьями , а в равной степени еще около 40% служивым поместного войска ) не есть Помазанник Божий - некое ничто и звать никак.  Максимум на что их уговорили , а они согласились эти 40 % - это без крестного целования Бориске ( а затем и Ваське Шуйскому ) уйти на охрану пограничья : кто на Восток , кто на Северо-Запад. Так мой предок с сыновьями , отказался от поместий в Вяземском уезде и " неожиданно " появился в Торопецком уезде( поместье)  со службой в Ивангороде и крепости Копорье на Балтике, затем на гражданской службе у воеводы Одоевского. Там же встретил шведскую окупацию начала XVII в , там же умер в преклонном возрасте ( за 90 лет) и завещал сыну ( еще двое погибли в боях со шведами) : вернуться на Русь , но Романовым не служить- не цари. Сын предка со своим сыном , с племянником ( сын одного из погибших братьев) и дядей со своими детьми бежали на Русь и за 5 лет транзитом ( появились ни откуда) в Галичском уезде , т.е. около 1000 верст с остановками в Вологодском уезде ( здесь якорь житейский бросил в монастыре дядя с детьми). А еще через полсотни лет уже внуки сына того самого предка  " ни откуда " свалились в дворцовую волость Уржумского уезда Вятской губернии  за 600 верст из Галича ( в Нижегородской осела племянника ветвь).  Мало того что скудная писцовая база для розысков , но еще они не попадали в переписи : или еще нет до переписи , или появлялись после переписи - двигались очень быстро. Поэтому мой дальний родственник и " плутал " в окрестностях Уржума в бесплодных поисках. А когда мы с моим родственником обьединили свои усилия ( я -родовую легенду из своей детской памяти , а родственник ее как путеводную нить ) , то все встало документально на свои места.   Уважаемый Евгений Аркадьевич ,  Говоров ( он 1897 г.р.) должен был знать свои родовые легенды и говорить о них мог только в узком кругу - токовы были те времена. Поэтому , советую посмотреть Можайский уезд конца XVI века - он есть в сборниках Калачова " писцовые книги Московского государства "  том 3.  С уважением.

Аватар пользователя дядя Женя

Смотрел писцовые книги Московского государства 16 в. (СПб, 1872 - 1895, Н.В.Калачов). К сожалению, по Можайскому уезду (1595-98 гг.) переписаны только земельные наделы в деревнях. Людей там нет. Будем искать.

Список сокращений на 35 стр. 

См. описи РГАДА

От фамилии не встречал. Отчество возможно, если сын или внук получали имя или прозвище в честь деда.

Петрушка Яковлев сын - Говоров может быть первой фамилией в роду, а может и отчество - нужна цепочка записей нескольких поколений.

Я бы проверил Говоровых из Солигалицка, 1608 и 1609 гг.

Говоровы: Павел Иванович, 1553 г., Рязань; другой род Говоровых — солевары, XVI в., Соль Галицкая; много лиц в X V I—X V II вв. в Рязани

Это из Веселовский Ономастикон. Павел Иванович, по всей видимости из бояр, отпадает, по солеварам ниже. Много в Рязани. Это можно и нужно проверять, особенно если будут данные о примерно 1580-1590 гг. 

Солевары. На мой взгляд в Солигалицке Будим, Воинко и Пятой Говоровы - братья. Пятой старший, так ему по духовной отписан колодец. Он примерно 1560-1565 года рождения. Предполагаю, что они не из работных людей, а сродни со Строгановыми. Окрестьяниться могли, но мало вероятно, как, например, помещик. Поэтому, если маршал из крестьянской семьи, то эта нитка мало вероятна. Разве, что предка лишили наследства и выгнали из семьи или наоборот сам ушёл из семьи. 

Деревня Говоровская. Алексей Леонидович указал, что она могла так называться по Дозору Овцына (1593 г.). Если это первичное её название, то починок Говоровской мог возникнуть в 1580-1585 гг.  Все зависило от интенсивности труда поселенцев. Обобщенно починок начинали два брата или семья, в которой было, кроме главы, еще 1-2 взрослых сына. В первом случае братья вписываются в солигалицкую семью. Во втором случае глава переселенцев, скорее всего, мог быть братом отца перечисленных выше братьев из Солигалицка. Естественно, это версия, предположения для проработки. 

1580-1585 гг. ориентир для поисков по Рязани, Можайску и т.п. 

Проверил Новгородские пятины. Там были Говоровы: Гавриил - Вотская пятина 1500 г.; Давыд - Шелонская пятина 1498 г.

Вот вроде бы и все Говоровы. У них всех Говоров явно отчество. 

Увязать Петрушку Яковлева сына Говорова с деревней Говоровская трудно - нужна информация еще об одном звене. Яков примерно 1580 года рождения, иначе он сын или даже внук основателя починка. 

 

Аватар пользователя дядя Женя

Александр Фёдорович, извините, что влез в Вашу тему "Ранняя история Лузского района" со своими вопросами и, практически, увёл краеведов-исследователей в другое русло. Здесь предстоит большой объём работы. Явно к юбилею маршала 22.02.2022 г. истину не найти. Если кто-то возьмётся искать корни Говоровых, пожалуйста. Я не претендую на такие исследования. Я в 2006 году брал в прокат в РГАДА список (микрофильмы) переписи В.П. Отяева 1646 г., пытался с фильмоскопа прочитать её, потом с экрана переснял цифровой камерой и работал уже с электронным вариантом. В 2007 году закончил работу и даже сделал именной (фамильный) список, указав по каждой фамилии номера листов, количество дворов и персон в них. Это перепись по Котельничскому, Орловскому, Слободскому уездам и Шестакову. Хлыновского там не было. Даже сделал анализ по вятским фамилиям, но публиковать перепись не стал, поскольку Иван Худяков (его жена - моя землячка) скинул мне информацию по Вершининым, и, оказалось, список - неполноценная перепись. В ней отсутствовали отчества у многих персон. Список был для фискальных органов, и умершие отцы для них роли не играли. Перепись с оригинала (РГАДА, ф. 137, кн. 1), стараниями И. Худякова, В. Любимова, А. Мусихина, сделана и, частично, опубликована в книге В. Любимова "Барановы, Кудрины... Щепины... Юферевы..." Смотрел Говоровых по своему фамильному списку и, кроме Истобенского стана Орловского уезда (поч. Новокшеновский), нигде Говоровых не увидел (Хлыновского у меня не было). Отчество братьев взял с оригинала. Тема Говоровых возникла случайно (занимаюсь историей своего района). Когда "переводил" документы Кукарской дворцовой слободы (Алатская дорога) в поисках переселенцев на Тужинскую землю, попутно выписывал и Говоровых. Включился в тему после просмотра фильма о маршале Говорове (из серии "Маршалы Победы"?) Связался на семейном сайте Говоровых с внуком Алексеем Сергеевичем, переслал ту информацию, которая у меня была. Родословной у них не было, обещал помочь собрать. Поскольку у маршала предстоит юбилей - 125 лет в феврале будущего года, дозаказал недостающие документы в ГАКО (из-за пандемии лично попасть туда сложно). Делаю это безвозмездно. Маршал почти земляк (из Яранского уезда), от тужинской деревни Вынур до дер. Бутырки (поч. Хренова) Советского района напрямую 25 км. Герценка собирается отмечать юбилей, поэтому готовлю материал для альманаха "Герценка: вятские записки" по родословной маршала Говорова. На сегодня остановимся на том, что достоверно известно. Род на Вятской земле идёт из Истобенского стана поч. Новосёловского, откуда Ярунка Яковлев с племянником Ивашком большим Петрова сбежал в Кукарскую слободу. Меньшой Ивашко до 1671 г. взят в салдаты. Ганки Петрова сына ветвь осталась (встречается в переписи 1678 г.). Её не прослеживал, но, вероятно, его потомки ушли на север и осели возле Устюжской дороги у р. Моломы в 6 деревнях. Ветвь маршала обосновалась в поч. Хренова, Ивашка большего - в поч. вновь Красном Яранского уезда. К 1891 г. Говоровы живут в 3-х деревнях Яранского уезда (кроме поч. Хренова). Ивашко Говоров (ок. 1566 г.р.) с Истобенского погоста (по подсказке А.Мусихина, в переписи 1623 г.) вписывается в схему истобенских Говоровых. Судя по всему, отец Якушки (ок. 1586). К 1646 г. умер. Мог быть тем Говоровым, кто бежал от Лжедмитрия в годы смуты из Соли Галицкой и основал дер. Говоровскую в Спенцинском стане до 1615 г. (Деревня могла быть основана не одной семьёй, а несколькими бежавшими, скажем, в дозоре 1628 (1620?) в Солигалицке есть место дворовое пусто Федки Шеломова. Фамилия на Вятке известная). Не утверждаю насчёт истории Ивашка и деревни Говоровской. По Спенцинскому стану дозора 1615 года не имею.

Синклитикия Васильева, спасибо за обстоятельный рассказ из истории Вашего рода. Действительно, если Говоров в Можайске из знатного рода, его родословную можно проследить, а если из дворовых или крепостных людей, которых в переписях записывали деревнями без указания фамилий? На Вятке крепостного права не было, поэтому в переписи 1646 года все тяглые и оброчные крестьяне. если не "офамилены", то записаны с прозвищами, от которых пошла фамилия. Помещичьи владения были в Санчурском, частично, в Яранском уезде. Род маршала Вершинина не удалось привести к древу Вершининых, поскольку предок жил в деревне Боркина помещика Дурново (кстати, фамилия Дурново встречается в Московской губернии) Крестьяне писались без фамилий. Приходилось  спускаться от предка, уже записанного с фамилией, вглубь, ориентируясь по отчеству детей. Добрался до 1811 года, когда у дворовых людей титулярной советницы Кириловой было полное совпадение по именам, отчествам и возрасту с представителями рода, жившими позднее в деревне Боркиной. Более поздней ревизии нет, поэтому нельзя утверждать, что она продала своих крепостных помещику Дурново. И откуда заполучил их муж советницы, тоже неизвестно. Фамилия у крепостного могла вообще появиться от фамилии его крёстного отца, если он прежде не имел её.

Евгений Аркадьевич , здравствуйте.  Полагаю присутствует некоторое заблуждение по отнесению служивого люда в XV-XVI вв к знатным родам или к помещикам в XVII в. У раннего Ивана III ( до примерно 1480-1482 гг) основу его войска составляли послужильцы боярских и княжеских родов или , так называемые боевые холопы . После 1480-1481 гг Иван III начал громить боярские и княжеские рода , распускать их дворы и брать  уже на службу в создаваемое свое поместное войско бывших послужильцев боярских и княжеских родов с предоставлением поместий для службы в Новгородских пятинах с крестьянами для государевой службы из своих дворцовых земель( В 1550 году наряду с Бархатной книгой знатных родов специально была заведена Поганая книга родов бывших боевых холопов и послужильцев).  При этом , те послужильцы , кто не мог ( или не хотел ) больше служить сам государю или его потомки - уходили со службы и становились крестьянами по сословию ( немного упрощенно , это отдельная большая тема). Другое дело , что они были вольные и чаще всего бросали житейский якорь в отдаленных дворцовых волостях ( принципиально не шли в черносошное крестьянство-для них это чужое по духу и грамотности , а отдаленные дворцовые волости - потому что центральные могли раздаваться царем в кормление своему ближнему кругу, а они это знали ), или уходили в отдаленные крупные города посадскими , или уходили на монастырские земли по договору ( не путать с зависимыми монастырскими крестьянами) , или находили себе самостоятельное дело ( артельные ямщицкие охотники на обозах и судах и т.д.). Таковые крестьяне ( из родов бывших военных послужильцев ) обладали рядом отличительных признаков ( что крайне важно для аналитики в родоведческих изысканиях) :наряду со знатными людьми они уже с XV в.имели полное имя ,отчество по отцу и фамилию ( а не прозвище уже) , т.к. уже писались в юридически значимых документах ; были грамотными , умели читать ,писать , рисовать и чертить , обладали юридическими познаниями законов , свободно и со знаниями шли на купчие , закладные и прочие сделки- соответственно частенько попадали свидетелями в судебных делах , по купчим , по завещаниям , становились сельской элитой или выборными священниками-попами.

Синклитикия Васильевна, спасибо за данное сообщение! Это существенная информация для поисков ранее 1600 года. 

Аватар пользователя дядя Женя

Синклитикия Васильевна, Ивашка Говорова с Истобенского погоста и его потомков, наверное, вряд ли можно отнести к служивым людям. Хотя не исключено, что во время смуты он мог прийти на Вятку в помощь к князю Ухтомскому с царскими войсками П.И.Мансурова. Но житьё его на Вятке в последующие годы не говорит об "элитности" его и детей. На свободной Вятке свободному человеку (да ещё грамотному) несложно было устроиться. А тут с Истобенского погоста (значимый в то время центр) сбежал, дети, внуки его бежали на Кукарку тоже явно не от хорошей жизни. Там жили на усадьбе некого Хренова, а после его смерти обрабатывали его участок. В починке Хренова прожили более 200 лет.

По Вершининым знаю: Марко Вершинин (в том же Истобенском стане) был в 1602 г. избран ходоком (полагаю, в качестве проводника с двумя ходоками, поскольку ему было под 50 лет) в Москву к патриарху Иову за храмозданной грамотой на строительство Покровской Шалеговской церкви. Потом были ландмилицкими крестьянами. С таковой миссией пришли и в Яранский уезд после присоединения уезда из Казанской губернии к Вятской провинции. Позднее перешли в черносошное крестьянство.

Добрый вечер Евгений Аркадьевич , по просьбе своей тетушки Синклитикии Васильевой ( ей трудновато) и с ее слов попросила меня написать: ситуация с Хреновым потверждение изложенного ей. Послужилец получал в дворцовых землях от государя поместье для службы с крестьянами , там живущеми. Здесь важны взаимоотношения этого послужильца с этими крестьянами и размер поместья.Рядовой послужилец получал поместье в пределах 12-18 обеж и с них он кормился с семьей , должен лично на двух конях ( один с вьюками запасной) с оружием и запасом провизии на 3 месяца являться на службу ( в поход или на заставу). Землю у него в поместье обрабатывала семья , но чаще - нанятые со стороны крестьяне за плату , так как служивые весьма поздно обзаводились семьей. Младший командир-послуживец получал поместье в 100-120 обеж с крестьянами , которые жили в нем. С такого поместья младший командир снаряжал и  выступал отрядом до 10 человек из сыновей своих крестьян , каждый из которых о двух конях , с полной экипировкой , с  запасом провианта. Послуживец со своего поместья никаких налогов не платил , должен содержать себя и отряд для службы , более того еще получал денежное жалование. Внутри поместья крестьяне были свободные и все отношения договорные с хозяином поместья , а сыновья крестьян-ратники еще деньги от послужильца получали в добавок к добычи за поход ( законная добыча на поле брани или от разграбления захваченного города и т.д.), никаких налогов государю не платили .Сие от Уложения 1497 года ,включая " Юрьев день" , когда эти крестьяне могли свободно перейти к другому послужильцу. Это  работало до 1581 года при минимальных переходах крестьян, который историки назовут началом великого хозяйственного кризиса на Руси и началом большой Смуты до 1620-х годов, впрочем 1581 год-это запоздалая реакция Ивана IV, так как фактически кризис с массовым исходом крестьян начался на лет пять назад. В 1581 году Иван IV ввел заповедные лета ( мораторий на использование права Юрьева дня ) , в 1597 - урочных 5 лет на розыск ушедших Б.Годунова , 1607г - урочные 10 лет В.Шуйский и т.д. , второй Романов ( Алек.Мих.)- крепостное право. Здесь самое главное о причинах появления ( пусть на 5 лет запоздавшего) моратория на уход в Юрьев день.До этого % переходов был мизерный , поместья послужильцев в экономическом и социальном плане вполне благополучными и развивались, хозяин-послужилец был заинтересован в стабильности и развитии, заинтересован в благополучии своих крестьян-партнерах , тем более , что их сыновья были его соратниками-бойцами по оружию. Он их не напрягал и заботился , чтобы они жили не только днем сегодняшним ,но и жирок накапливали- это был его прямой интерес. Опричнина Ивана Грозного , перетасовка с переселениями послужильцев на земли опричнины и т.д. сломали устоявшуюся модель. Теперь на новом месте послужилец стал временщиком ,выкачивал до зернышка из поместья и крестьян ,не заботясь о дне завтрашнем. Значительная часть послужильцев стала отказываться от службы ( при Годунове по подсчетам историков -до 40% поместного войска)и уходили с поместей , но не одни- с ними массово пошли их крестьяне как за командиром , за  вожаком.   Пример с Хреновым типичен в свете вышесказанного , он бывший послужилец , основал починок в дворцовой Кукарской ( дальней), а с ним его бывшие крестьяне с поместья, для которых жизненная парадигма оставалась прежней : мы хорошо жили с ним раньше , он грамотный и с деньгами ,знает куда надо и как надо.

Аватар пользователя дядя Женя

Если говорить о Потанке Хренове, пожитков у него было: лошадь, корова, два телёнка, овца, одна свинья, хлеба 2 чети ржи, 4 чети овса, ячменя осмина, денежного тягла платил 3 деньги. Это по переписи 1648-1678 г. (РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 6449). По переписи 1698-1701 г. (РГАДА, ф. 1209, оп. 1, д. 6446) сын Ярушки Говорова Силка, придя в Кукарку "тому лет с 20", жил " вполовшиках в розных местах", а в поч. Топоровском владеет пашенною землёю умершего сына Потанки, Ганки Хренова, пополам с Ганкой Тарасовым. Тягла платит сошный стрелецкий хлеб в Астрахань, за Лаишевскую десятинную пашню, за лесовое дело, за бобылей, на казанский деловой двор за припасы, за угольё, дрова, лесные и полоненичные деньги, за лес низовых отпусков, за подряд стрелецкого хлеба в Астрахань, за даточных салдат... Всего 32 алтына, полторы деньги с пол-полденьгою. Явно не жирует. Ни о каких поместьях здесь речь не идёт. Я уже писал выше, помещики на Вятке были в юго-западной части Вятской земли. Кукарка - дворцовая слобода. Я неправильно выразился, что Силка жил на УСАДЬБЕ некого Хренова. Он после смерти Хренова владел его пашенной землёй и то пополам с другим крестьянином.

Евгений Аркадьевич, Ваша тема вписывается в моё обращение поделиться опытом поисков. Так что все хорошо. Удачи всем нам в поисках и начинаниях!