Старые кайские тракты

Старый Сибирский тракт: Шестаково - поч. Высоковский - с. Березовка - д. Карасево - с. Гидаево - Кайгородок

Автор карты: Пестриков Павел

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Известно, что древнейший путь в Сибирь шёл через города Вологду, Устюг, Кай, Верхотурье. Дорога, по которой тогда ездили, давно заброшена, так что теперь по ней можно проехать верхом. Из Кая в Пермскую губернию дорога на расстоянии 90 вёрст до с. Юксеево идёт лесом, не встречая ни одного населённого места; в другую же сторону по Вятской губернии она идёт на село Гидаево, потом пустынным лесом до поч. Высоковского и с. Шестаково. По всему протяжению видны сгнившие мосты, среди леса – остатки жилого места. Недавно помер тот старик, который видел в этом месте разрушившуюся церковь и избы; по его словам, на этом месте было с. Берёзовка, но почему его жители оставили, неизвестно.

М.Н. Куроптев "Вятские губернские ведомости", №№ 62-64, 1871 год.

Источник: "Верхнекамье"

Оно (с.Гидаево) уже в 17 веке явилось одним из пунктов, где проходил из Москвы в Сибирь так называемый Сибирский путь (в некоторых источниках он называется московский, печорский, чрезкаменный, верхотурский), закрытый и заброшенный в первой половине 18 века. На картах прошлых веков обозначены только населенные пункты из В. Устюга на Лальск, Шестаковы, бывшее село Высоковское (около бывшего села Березовское), Гидаево, Кай и в столицу Перми Великой гор. Чердынь, Верхотурск на Урале и далее в Китай и Индию. Несколько позднее дорога была спрямлена, минуя гор. Чердынь, прямо на Верхотурье и Тюмень. Уже в середине 19 века эта дорога, пролегающая по нашим местам, заросла дремучим лесом…
Одним из древнейших поселений междуречья рек Вятки и Камы было село Березовка, которое находилось на правом одноименном притоке реки Вятки, в 1,5 – 2 километрах от бывшего поселка Мосэнерго, недалеко от ее истока. Время возникновения села история не сохранила. Известно, что жители покинули его свыше 300 лет назад из-за частых набегов чуди и разбойников.

Е. Осколков. «Прикамская Новь», 1995 г.

Источник: "Верхнекамье"

...контуры древнего Сибирского тракта можно увидеть у деревни Караси, недалеко от с. Гидаево. 

Е.Н.Осколков

Источник: "Верхнекамье"

Так выглядит часть тракта сегодня: http://rodnaya-vyatka.ru/blog/2512/83983

Юксеевская тропа (Соль Камская - Кай городок)

Автор карты: Пестриков Павел

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Отрезок пути Старого Сибирского тракта. Маршрут описан в книге "Продолжение дневных записок путешествия Ивана Лепехина, академика и медицины доктора, по разным провинциям российского государства в 1771 году", Санкт-Петербург, Императорская Академия Наук, 1780 год:

Оставя город Соль-Камскую, поворотили с большой нынешней дороги на Кай городок. Повсюду видны были небольшие перелески, украшающие равнины, места иловатые и удобные к хлебопашеству, но не так тучные, каковы в Сибири. Через 19 верст приехали мы к реке Каме, которой быстрое течение и широта были для нас страшноваты, потому что на малых судах должны были через нее перебираться. На самом берегу стояла деревня Григорова, приписанная к Пыскорскому заводу его Сиятельства Графа Романа Ларионовича Воронцова.

От деревни Григоровой леса стали становиться изобильнее, да и селения были не редки, в 4 верстах стояла деревня Соколова при реке Спице,  от которой в двух верстах была деревня Дубровка, с сею смежно было село Вильва, прозванное по реке Вильва, подле которой мы ехали верст с 7 через деревню Жюланы и косогор до деревни Никоновой. При сей деревне напал на нас ужасный с громом ливень, который иловатые и болотные места разведши, усугубил затруднение в проезде к деревне Осинкиной, в  17 верстах отстоящей, и где мы принуждены были на десятиверстном мосте мучиться, и делая позади новые проломы, чтобы замостить предлежащие. Деревня Осинкина стояла при реке Лысьве. Все сии реки со впадающими в них речками соединяются с Камою. Изобильные повсюду леса небесприбыльную  составляют отрасль крестьянских трудов, ибо сими дровами все как в Соли-Камской, там и во всех окольных местах солеварни содержутся. От Осинкиной  не в дальности протекала речка Лысьва, имеющая свое начало в болотных лесах и соединяющаяся с Камою, от которой в 5-ти верстах было село Сырьянское, по речке Сырье названное, которая неподалеку от сего места в болотинах вершины свои имеет и соединяется с Камою. Не в дальнем расстоянии от сего было село Малая Уролка, где нынешнее состояние крестьян перед прежним, когда они были подчинены Пыскорскому монастырю, гораздо отменно. В трех верстах текла речка Бачерка, соединяющаяся с Уролкою, при которой стояла деревушка Теленина. Она сначала хотя была нарочито многолюдна, однако дремучие леса и болотные места принудили жителей оставить свою отчизну и разбрестися по разным местам, от чего  ныне весьма малое на месте осталося семейства. В восьми верстах от Телениной была самая река Уролка, на которой построено село Большая Уролка. Река сия довольно рыбна, правый берег имеет нарочито возвышенный, а левый весьма отлогий, почему весенние наводнения утучняют прилежащие паствы, коими село сие изобилует. От Уролки в 10 верстах текла речка Пучесь, соединяющаяся с Уролкою, при которой стояла деревня Косанская, от сей в равном же расстоянии была деревня Логинская, и стояла при ключе, а в 20-верстном расстоянии находилась деревня Селища.

Деревня Селища была для нас первая, где мы увидели тот род людей, которых пермяками называют. Пространные сего народа пределы, первое их состояние, бывшие с ними перемены, разделения их на частные народцы, происхождения их собственного рода, и какие от них произошли народы, хотя такие суть достопамятности, которые требуют внимания, но над сим многие уже потели головы, и нам почти ничего не оставили, чтобы от сего безгласного народа можно было выведать неизвестного.

Бедность жителей выгнала нас заблаговременно из деревни Селища, и принудила в пасмурное время и по обветшалым мостам верст с 11 тащиться до села Косинского, прозванным по реке Косе, над которою оно заведено. Тащась верст с 15 между топями приехали на речку Шудью, впадающую в Кижицу, от сей в 8 верстах текла речка Кизась, соединяющаяся с речкою Полок, от сей в 7 верстах отстояла деревня Чечова, в которой строения 27 дворов. В одной версте от сей была деревня Подъячева; в двух верстах текла речка Яйва, соединяющаяся с Кичисом, от которой в 12 верстах был погост Юксеев.

Юксеевский погост с принадлежащими к нему деревнями приписан к Пыскорскому заводу, однако несмотря на все заводские тягости такой бедности, какова в деревне Селище примечена, у них не видно, сие происходит от лучшего работ распоряжения, и от заводского соседства, где мужики исподволь положенную на них тягость исправлять могут и имеют время, чтобы не запустить и домашний свой обиход. В селе Юксеево нашли мы Пермяцкого врача, от которого научилися употреблению некоторых простых трав.

От села Юксеевского начинается волок, по селу Юксеевским прозываемый. Он из всех нами проезжаемых был скучнее, потому что через 90 верст простирался, в 8 верстах от  села была речка Лолог, впадающая в Урлак.  Урлак соединяется с Косою, а Коса с Камою, как выше сказано. До сей речки имели мы великий конвой мужиков, которые для нашей переправы делали плот, потому что они сами в малых лодочках переезжают, а лошадей переправляют вплавь, а такие гости на четырех колесах весьма у них бывают редки. Мутная и темная Лологская вода довольно изъявляла великия болотины, реку сию окружающие. Но при перевозе, левый берег по течению представлял яр вышиною сажени в четыре, состоящей из глины красноватой; самые ручейки ржавчиною наполненные, доказывали, что тут железной руды быть надобно. Переправясь через речку следовали ее течению по правому берегу, где весьма болотистые и тонкие места нам предлежали. В сем обширном бору, который во все стороны далеко распространяется, не последние бывают беличьи промыслы, и каждый крестьянин с осени далеко по оным таскается. Юксеевский волок сколько изобилен был болотными местами, столько же занимали пространства и песчаные боры, в которых бесплодность земли везде доказывал верезг, около коего дикие пчелы собирали свои соты. Но пустота боров реками Березовкою и Урламом, а особливо речка  Волва извилистым своим течением орошала сухость места.  Но сии речки не великие имела пади, напротив того река Кужва в 5 верстах от Камы протекающая  бесплодным местам положила предел. От нее начали места утучняться, и чем более подъезжали к Каме, тем приятнее повсюду испещрены были луга цветами. Река Кама во время весеннего вод разлития поделала в берегах и на окружающих оные полях впадины и каналы, которые жителям служат прибыточным и удобным рыболовством; ибо только стоит им выходы из сих каналов перебить колышками и запереть мережами, в которые рыба по слитии с окольных полей вод в великом множестве попадается. Река Кама и в сем месте великую показывала широту и быстрину; и верстах в полутора на правом ее берегу построенной Кай городок обманчивым своим издали видом обещевал преодолевшим затруднительный путь покойной отдых.

Иван Лепехин, Академик и доктор медицины, член вольного экономического общества друзей природы испытателей в Берлине и Гессенгомбурге, 1771 год.

Юксеевская тропа оказалась стратегическим направлением в наступлении красных в годы Гражданской войны. Из письма от 5 февраля 1967 года омского пенсионера М.И.Поткина вятскому краеведу Е.Н. Осколокову:

А теперь о Юксеевском походе 1918-1919 гг... Со Слободского пошли на Кирс. Здесь к нам примкнуло много добровольцев. Далее уже двумя батальонами двинулись дальше на Кай. В селе объединились с Кажимским отрядом лыжников и пошли дальше через дремучий лес в пермскую губернию к селу Юксеево. Первый батальон завязал перестрелку у дачи графа Строганова. Это был первый бой, и появились первые жертвы. Наш второй батальон пошел влево в обход, захватил Иванческую волость. Население всё убежало с белыми. Говорят, они были напуганы слухами, что красные – это звери: отрезают уши, нос, выкалывают глаза.
Наша рота занимала заставу в деревне Москвино. Одна половина роты осталась на заставе, другая ушла на отдых в село Юксеево. Однажды поймали незнакомого красноармейца, который пытался перейти к белым через нашу заставу. Мы его сдали Субботину, и он отвез его в Юксеево, в штаб 1-го батальона, который расположился в поповском доме. Пока командир привязывал лошадь (было уже темно), задержанный скрылся. У него были связаны только руки. Сразу объявили тревогу, зазвонили в церковный колокол, все побежали на место сбора. Мы не успели даже раздеться и тоже пошли. Быстро оцепили село, сжимая кольцо. Брели по пояс в снегу и около бани в сугробе его обнаружили.
Оказалось, он приехал из штаба отряда с секретными документами, и поп сумел его уговорить перейти к белым – этот парень когда-то жил у него в работниках. Они были расстреляны оба: поп и дезертир.
Не успели обсушиться, снова тревога: белые заняли деревню Пармайлово и стали наступать на Юксеево большими силами. Так в непросушенном обмундировании и пришлось идти в поле, занимать свое место в цепи. Этот бой длился с раннего утра и до вечера. Тогда многие погибли. Был убит мой лучший друг Саша Потанин. Отчества у него не было. Он воспитанник детдома и не знал отца.
Многие из нас были обморожены, в том числе и я. Меня подобрали санитары. Вечером получили приказ об отступлении на Кай. Подвод нет, раненых везти даже не на чем. Не знаю, увезли ли всех раненых из Юксеево. Часть из них, наверное, осталась. Меня и еще одного раненого положили на розвальни, на которых было установлено ещё траншейное орудие. Нас часто в пути сбрасывало на поворотах; в какую сторону поворот, тот из нас и летит. Батарейцы ругались: надоело им нас подбирать. Примерно на середине волока стояли какие-то лачужки, часовня и баня. Нас затащили в баню, положили на полок и накормили горячей похлебкой. Отогрелись и поехали дальше до Кая, оттуда в Кирс, а затем в Екатеринино. Тяжелораненых успели переправить через Вятку, а легкораненые и обмороженные остались в Екатеринино. Вот так и закончился Юксеевский поход нашего отряда.

"Прикамская новь", 2002г.

Екатерининский тракт или Воронинская дорога (Слободской - Кай)

Автор карты: Пестриков Павел

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

О Верховятском Екатерининском монастыре

Тракт, проходящий через Верховятский Екатерининский монастырь, в 17-ом и 18-ом веках связывал Москву с Сибирью. От монастыря, на юг, по правому берегу реки Белой, пролегала также дорога до реки Чепцы.

Источник: Википедия

О работе земской почты

1 января 1868 года в Каю, на основании правил, выработанных управою, открылась земская почта. Управа решила держать двух рассыльных, которые отвозили почту по двум главным трактам – кайскому и глазовскому; и назначила здесь несколько пунктов, куда привозилась и сдавалась рассыльным корреспонденция из волостей, лежащих в стороне от трактов. Земская почта отходила регулярно из Слободского два раза в неделю. Вся корреспонденция из Кайского края и обратно, которая шла земской почтой, сдавалась кайскому почтарю на Воронинской станции. Всего в Слободском уезде было 7 земских станций с 46 лошадьми.

Т. Копчикова. «Прикамская Новь», 1998 г.

Источник: "Верхнекамье"

Населенные пункты на тракте Слободской - Кай по сведениям 1859-1873 г.г. (СНМ-1873):

сортировать по убыванию

Название                                                                          Расстояние до Слободского, верст

       
     
14372 Поздевская (Тукмачи)д. каз. 26,0
14373 Ивановская (Карпункины)д. каз. 27,0
14374 Кинчинскоес. каз. 30,0
14375 Замятинская (Повышевская)д. каз. 32,0
14376 Шмаковская и Вешняковская (Никоновская)д. каз. 33,0
14377 Федота Черезова (Зыряновская)д. каз. 34,0
14378 Дружники Черезова (Подберезинская), д. каз. 34,0
14379 Харинская (Родинская)д. каз. 38,0
14380 Богородский железоделательный завод, зав. вл. 38,0
14381 Красновскаяд. каз. 39,0
14382 Холуницкой железоделательный заводзав. вл. 40,0
14383 Федосеевская (Малинцы)д. каз. 40,0
14384 Соболевскаяд. каз. 42,0
14385 Фрола Мичурина (Шитовская)д. каз. 44,0
14386 Ракаловскаяд. каз. 50,0
14387 Ивана Полуэктова (Хромцы)д. каз. 44,0
14388 Бабкинскаяд. каз. 60,0
14389 Кратковская (Рожцы)д. каз. 63,0
14390 Высоковскаяд. каз. 77,0
14391 Подволочныйпоч. каз. 79,0
14392 Дубовский, что на Волохепоч. каз. 84,0
14393 Троицкоес. каз. 95,0
14394 Поповскойпоч. каз. 106,0
14395 Воронинской (Козловы)поч. каз. 110,0
14396 Екатерининское (Верхосвятское),с. каз. 148,0
14397 Тихоновскаяд. каз. 180,0
14398 Ашкановскаяд. каз. 181,5
14399 Макаровскаяд. каз. 182,5
14400 Горшковскаяд. каз. 186,0
14401 Пьяновскаяд. каз. 187,0
14402 Старковскаяд. каз. 188,0
14403 Бардинскаяд. каз. 188,5
14404 Русановскаяд. каз. 189,0
14405 Возжаевскаяд. каз. 189,5
14406 Истоминскаяд. каз. 190,0
14407 Волосницкое, с. каз. 190,0
14408 Бартовскаяд. каз. 201,0
14409 Трушниковскаяд. каз. 202,0
14410 Лоинское (Лонья)с. каз. 204,0
14411 Бельтюковскаяд. каз. 205,0
14412 Ташкиновад. каз. 208,0
14413 Бутинскаяд. каз. 211,0
14414 Кусковскаяд. каз. 212,0
14415 Пушейскоес. каз. 230,0
14416 Кайгородское (бывший заштатный город Кай)с. каз. 237,0

Кайско-Глазовская торговая дорога

Автор карты: Пестриков Павел

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Карта составлена по данным СНМ-1873. Кайско-Глазовская торговая дорога пролегала по правому берегу реки Белой.

С середины XVIII века по территории нынешнего Глазовского района с юга на север проходила одна из первых уездных «государственных» почтовых дорог Кайско-Глазовская. Она связывала уездный город Глазов с Кайгородом и далее шла в Великий Устюг и Пермские земли. Кайгород до изменения маршрута Сибирского тракта находился на распутье дорог, шедших из Перми Великой на Двину и Москву. Благодаря торговле солью, Кайгород благополучно рос и развивался. Кроме соляных складов, здесь были еще склады железа с уральских и сибирских заводов. Но с  устройством нового, так называемого Большого Сибирского тракта, проходившего южнее – от Кунгура на Казань и Малмыж, кайский путь постепенно опустел. И хотя Кайгород в XIX веке приходит в запустение, Кайско-Глазовский тракт остается важной дорогой, связывающей Глазов с Кирсинским, Песковским, Залазнинским и Омутнинским заводами. 

Источник: glazovskaya-zbc.3dn.ru/glazovskij_rajon_iz_proshlogo.doc

Дорога на Кажим 

 Тракт тянется совершенно безлюдным краем. От Лальска (Лузский район) Лоемским волоком в д.Объячевскую, далее волоком на Койгородскую пристань, находящуюся на р. Сысоле, оттуда в Кажимский завод и, наконец, в г. Кай (Вятская губерния). Расстояние: от Лальска до Варжи 25 верст, далее до Лоемского 45 верст, до Объячевского 50 верст, до Койгородской пристани 85 в., до Кажимского завода 33 в., до Кая 100 верст.

"Военно-статистическое обозрение Российской империи", 1850 год.

Источник: "Верхнекамье"

Комментарии

Павел, мне кажется у Вас получился один и тот же Сибирский тракт, разница небольшая, ключевые пункты те же: Хлынов-Слободской-Шестаков-Кай и далее. Известно, что  игумен Трифон пришел в Хлынов по нему через село Екатерининское.

Но был еще более древний путь в Сибирь: Москва - Великий Устюг - Кай - Соликамск - Чердынь... По которому в Сибирь через Кай отправился Ермак. Этот путь и шел как раз вдоль р. Сысолы через Сретенскую пустынь и Гидаево. Вот его надо под №1 записать и указать. (Скорее всего, Вы его и имели ввиду, только поч. Высоковский - это Высоково, а с. Шестаково - не наш городок Шестаков, а с. Шестаково Вологодской губернии, что недалеко от В. Устюга).

Кстати, если позднее его не стали использовать, как дорогу в Сибирь (ездили через Казань), то местное значение он не потерял, на картах начала ХХ века он отмечен, как дорога в Кожимский завод": http://rodnaya-vyatka.ru/oldmaps/slobodskoj-uezd-1878

 

Дорогу на Кажим обозначу позднее. Все буду делать по-порядку. Во времена Ермака и Строганова, как пишет Богуславский в Славянской энциклопедии 17 века, в Кайгороде сходились Сибирский тракт и дорога к Архангельскому порту. Дорога на Кажим - это и есть дорога к Соль-Вычегодску и Архангельску. Однако между Гидаево и Сретенской пустынью шло разветвление дорог. По легенде о создании Сретенской пустыни, она строилась немного в стороне от Сибирского тракта, который шел через Березовку. В правильном расположении Березовки уверен на 100%, как и в том, что Сибирский тракт из Гидаево уходил на Березовку, а дальше буду разбираться по мере сбора дополнительной информации. По Шестакову с Вами не согласен, потому как подробно изучил рассказ о путешестии капитана Рычкова в наш Шестаков в 18 веке, как и то, какие воеводы назначались в Шестаков. В московских канцелярских бумагах этот Шестаков еще называли верхнекамским волоком. Как пишет Рычков, купечество Шестакова было намного зажиточнее и богаче купечества Хлынова вследствии обширных торговых отношений, в том числе с Архангельском.

Воронинская дорога на Слободской и Старый Сибирский тракт - хоть и проходили близко друг к другу, но все-таки это разные дороги и использовались в разное время. Воронинская дорога строилась, когда Слободской был уездным центром, а старый Сибирский тракт функционировал, когда Кайгород был уездным городом. В описании к Старому Сибирскому тракту видно, что когда процветала Воронинская дорога, Старый Сибирский тракт уже весь зарос, и мосты на нем сгнили.

Шестаков с Архангельском был связан через Ношульскую дорогу, не обязательно через Верхнекамье.

Я считал, что старый (который Вы здесь называете старым) Сибирский тракт не приходил в запустенье, он и сейчас функционирует, по крайней мере часть, идущая через бывший Верхневятский Екатерининский монастырь.

Старый Сибирский тракт не проходил через Екатерининский (Верхневятский) монастырь. Возможно, именно с постройкой Екатериниского монастыря, значение Старого Сибирского тракта, упало. Старый тракт шел с Гидаево на Березовку, минуя Екатеринино, причем местные предания называют Гидаево волоковым поселением. Как писал краевед Осколков, изучивший много документов по истории края, Старый Сибирский тракт шел с Гидаево на Шестаков по территории Нагорского района, а Екатериниский тракт идет по территории другого района - Белохолуницкого. Далеко не факт, что из Шестаково тракт уходил в Слободской. Думаю, что спустившись вдоль Вятки, на подступах к Шестакову, тракт отходил от Вятки по ее притоку - вверх по реке Летке и не попадал ни в Слободской, ни в Хлынов. Причина, по которой Первый Сибирский тракт был проложен именно там, была хорошо освещена Герхардом Миллером в книге про языческие народы Казанской губернии. Черемисы дольше других оставались, да и сейчас частично остаются в язычестве, чего нельзя было сказать о зырянах, раньше других принявших христианство и христианские традиции. Тракт старались проложить по христианским землям, избегая возможных набегов черемисов-язычников.

Аватар пользователя ru-danko

местные предания называют Гидаево волоковым поселением

А откуда сведения о местных преданиях?

Нолинского района

Может Нагорского???

Правильно, Нагорского...По волокам придется отдельно сделать выжимку, потому что их было слишком много. Практически все древние деревни были волоковыми. Великополье отвечало за Великопольский волок. Гидаево за Гидаевский волок и т.д. Все ссылки выложу в отдельную тему. Кстати, обнаружил более древнее название д.Великополье. По-зырянски, оно называлось Выл-ыб (суффикс -ыб у зырян означал как раз "поле"). На картах девятнадцатого века так называлась соседняя с д.Великополье деревня.

Аватар пользователя ru-danko

Действительно, на языке коми

ыб
возвышенность; поле на таком месте

http://dict.komikyv.ru/index.php/term/4,62807.xhtml

А выл вы ассоциируете с русским словом "великое" ? Так не бывает. Вот 2 кандидата на перевод, может ещё другие есть: выль - новый, вылыс - верхний (см. в том же словаре). 

выль-ыб (вылиб) - получается новое поле. 

Не новое поле, а высокое или верхнее поле:

вылі
1. верх, верхний этаж || верхний
   выліӧ кайны подняться на верхний этаж
   выліын овны жить наверху
   вылі судтаын овны жить на верхнем этаже
2. возвышенный, высокий || высоко
   вылі места возвышенное место
   вылі ытшкыны высоко косить (оставляя высокую стерню)
   дзодзӧгъяс вылі лэбӧны гуси летят высоко

Аватар пользователя ru-danko

Может быть, я написал этот вариант тоже в своём комментарии.

В старом русском языке слова "Верхний" и "Великий" были синонимами, в географических названиях противопоставляли слову "Нижний".

Житель г. Кирса Николай Давыдович Шалагин, бывший заведующий промышленным отделом райисполкома, председатель райисполкома, второй секретарь райкома партии, в 1960-1980 годах имел непосредственное отношение к социально-экономическому развитию района. Под его руководством решались вопросы развития сельского хозяйства и промышленности, строительство жилья и объектов соцкультбыта. Он стоял у истоков превращения района в крупный промышленный центр северо-востока области. 



Как появлялись дороги?



Прямая дорога на Киров



Верхнекамский район образовался в 1965 году на базе Кайского и Кирсинского промышленного районов, из которого вышли промышленные предприятия Омутнинского и Афанасьевского районов. И на повестке дня сразу появился главный вопрос развития экономики края – строительство дорог. А их в то время практически не было, только «направления». От Кирса до Лойно всего-то 60 километров, но это расстояние трудно было преодолеть за день. А если распутица или надо было попасть в дальние совхозы, то добираться приходилось по два дня и больше.

Раньше, чтобы добраться из Кирса до Рудничного, ездили через Дедовские Починки по лесовозной дороге мимо солдатской казармы воинской части на станции Фосфоритной. Далее путь лежал по полям до п. Старцево, через д. Тихово и знаменитый берёзовый лог. Не дорога, а сплошное мучение. Чтобы не застрять и выдёргивать друг друга из ям, ездили на нескольких машинах. От Рудничного до Лойно дорога была не лучше. 

Надо строить, а нечем! Строительный участок в Кирсе был маломощным, не имел необходимой техники для дорожных работ. Поэтому приходилось привлекать тракторную технику с промышленных предприятий и строить грунтовые отсыпные дороги. 

Первой появилась грунтовая отсыпная дорога от Кирса до Светлополянска (ныне она заброшена). От неё в районе девятой базы торфопредприятия «Дымное» стали строить прямой путь с выходом на лесовозную дорогу у ст. Фосфоритной и далее до ст. Верхнекамской и Рудничного. Потом появились грунтовые дороги за Лойно. Они строились в двух направлениях: до совхоза «Минеевский» и Гидаево, до Кая и Южаков. Грунтовые дороги район строил за счёт собственных средств: трёхпроцентного отчисления промышленных предприятий от валовой продукции. А на строительство асфальтированных дорог этих средств не хватало. Деньги на каждое строительство приходилось либо изыскивать в вышестоящих инстанциях.

Это только кажется, что раньше государство само строило дороги. Нет, само собой ничего не появлялось и тогда. Чтобы получить одобрение какого-либо проекта, включить его в план и открыть соответствующее финансирование, приходилось не раз и не два обивать пороги министерских кабинетов и доказывать, доказывать. Вот, например, как мы добивались финансирования строительства дороги Кирс – Троица. 

В Киров до середины 1970-х годов ездили через Песковку, Омутнинск, Чёрную Холуницу, Климковку, Белую Холуницу и Слободской. Это на 97 километров дальше, чем нынче напрямую через Троицу. Удлинение пути – это дополнительные расходы на топливо и лишнее время, что негативно отражалось на экономическом развитии района. Причём грунтовая дорога от Кирса до Белой Холуницы после дождя превращалась в труднопреодолимое, а местами и в совершенно непреодолимое препятствие. Надо было строить прямую дорогу в Белохолуницкий район через деревни Останинцы и Троицу. 

Меня, тогда председателя райисполкома, райком направил в Москву, в министерство строительства автомобильных и шоссейных дорог СССР. Захожу в здание, а на входе спрашивают приглашение. У меня нет никакого приглашения. Пытался объяснить на вахте, что, дескать, приехал издалека и по важному делу, и слушать не желают. Поехал в Главное управление министерства – та же история. Стою, доказываю. Мимо проходит мужчина, обратил на меня внимание: что, дескать, шумите? Я объяснил. Он распорядился меня пропустить. Это оказался сам начальник управления. Он меня выслушал, пригласил специалистов, они рассмотрели и одобрили представленный мной проект. В итоге начальник распорядился включить в первоочередной план строительство 10 километров будущей дороги. Но с условием: строить будете сами и своей техникой.

Мы были рады и такому решению вопроса. Я собрал руководителей промышленных предприятий и распорядился выделить на строительство дороги технику. Так общими усилиями и начали строить. Через некоторое время я поехал посмотреть, как идут дела. И был удивлен: восемь бульдозеров подняли земляное полотно только на 200 метров. Такими темпами мы нескоро дорогу сделаем. Рабочие объяснили, что места здесь болотистые, бульдозеры тонут в слабом грунте. Дескать, больше друг друга вытаскиваем из трясины, чем работаем. Нужна другая техника.

Тогда я поехал на Верхнекамский фосрудник к главному инженеру Л.С. Дрызлову. Объяснил ему ситуацию и попросил направить на строительство дороги два трактора ДТ-250 и Т-180 для укатки земляного полотна. Лев Сергеевич в просьбе не отказал. Проблема была лишь с доставкой тяжёлой техники от Рудничного к месту работы – деревянный мост через речку Малый Созим мог не выдержать. Проблему решили просто: тракторы прибрежным грунтом временно перегородили русло реки и перебрались на другой берег.

Эти мощные тракторы с высокой проходимостью начали подъём полотна, и за 15 дней рабочие подняли дамбу на расстоянии 14 километров, от поворота на Черниговский до деревни Останицы Белохолуницкого района. И это на заболоченной местности. Потом дорожники построили мост через речку Елгу и отсыпали дорожное полотно песчано-гравийной смесью. И осенью 1973 года открылась новая грунтовая дорога на Киров. Она шла по старой лесовозной дороге до поворота на Черниговский, далее на Останинцы и Троицу с выходом на Нагорский тракт у села Иванцево. 



Хитрость – делу не помеха



Неоценимую помощь в строительстве дорог оказало постановление правительства СССР «О развитии химической промышленности». Благодаря этому постановлению нашлись деньги не только на капитальную реконструкцию Верхнекамского фосрудника, строительство жилья и социально-бытовых объектов, но на развитие транспортной инфраструктуры, в том числе и дороги на Киров. Под видом реконструкции фактически было построено новое предприятие и получена самая современная техника, в том числе большегрузные «БелАЗы». В те годы в район пришла строительная колонна № 51 «Пермдорстроя», которая приступила к строительству дорог с асфальтобетонным покрытием. Это была революция в дорожном строительстве. СК-51 за счёт реконструкции фосрудника построила в районе около 60 километров дорог только с асфальтобетонным покрытием.

Одной из первых появилась 30-километровая асфальтобетонная дорога от Рудничного до промплощадки, по которой стали вывозить фосруду автомобильным транспортом с карьеров. В процессе строительства был построен и железобетонный мост через р. Нырмыч, столь необходимый на дороге Рудничный – Лойно.

Но это постановление нельзя было «притянуть» к строительству других дорог, которые были не менее важными для района. Как, за счёт каких средств их строить в условиях целевого финансирования разного рода проектов? Иной раз приходилось идти на хитрость… 

Однажды в район приехал по нашему приглашению начальник «Пермдорстроя» Д.М. Коноплюк. После осмотра подрядных работ, которые выполняла СК-51, мы показали ему состояние грунтовой дороги до села Лойно и просили помочь со строительством асфальтированной трассы. Но где взять деньги, за счёт каких средств её строить? Этот вопрос мы никак не могли решить. 

Мы пригласили Коноплюка на обед на берег Большого Кирсинского пруда. Там, «пропустив по маленькой», вновь подняли этот вопрос. И тут он говорит, что, дескать, есть такое постановление советского правительства о развитии сельского хозяйства, которым обязывается строить подъездные пути к механизированным токам совхозов. На эти цели можно без проблем найти финансирование. У вас, мол, в Лойно есть такой мехток? Конечно, есть, дружно ответили мы, в пяти километрах за Лойно. Тогда, говорит он, берите копию этого постановления, принимайте решение райисполкома и приезжайте в «Пермдорстрой» для заключения соответствующего договора.

Мы в облисполкоме нашли такое постановление СССР и приняли решение райисполкома о ходатайстве строительства подъездных путей к мехтокам совхозов «Лойнский» и «Камский». И с этим документами я приехал в Пермь. Начальник «Пермдорстрой» собрал специалистов, я им объяснил, что в Лойно крайне нужен подъездной путь к механизированным токам, дескать, проехать в распутицу не можем, и развитие сельского хозяйства на селе тормозится. Они выслушали меня и приняли решение о строительстве капитальной дороги до Лойно. 

В начале 1970-х годов Верхнекамский район выступил инициатором активного дорожного строительства. Наша инициатива была одобрена облисполкомом и распространена по всей области. А наш «бездорожный» район за короткое время превратился в один из лучших по развитию транспортной инфраструктуры.

В этом большая заслуга не только дорожных строителей, но промышленных предприятий, которые выделяли технику на первых этапах работы. Особенно хочу отметить таких руководителей, как Л.С. Дрызлова и А.Г. Ташкинова, бывших руководителей Верхнекамского фосрудника. Очень жаль, что мы так поздно даём оценку их труда. 



Н.Д. Шалагин, «Прикамская новь».

Источник: "Верхнекамье"

Аватар пользователя ru-danko

Старый Сибирский тракт: Шестаково - пос. Подрезчиха - поч.Высоковский - д.Березовка - д.Карасево - с.Гидаево - Кайгородок

По-моему Подрезчиха тут неуместна. Это современный посёлок лесозаготовителей, основанный в XX веке. 

Пока изучаю, в каком месте тракт пересекал реку Подрезчиха. Появилась информация, что поселок Подрезчиха был тесно связан с Высоковцами и с Березовкой. Проверяю. Удалю, если не подтвердится. Поселок лесозаготовок, может, и появился в 20 веке, но до него в этом районе тоже были поселения, а на картах они не были обозначены, потому что местность на левом берегу Вятки мало исследована и заболочена. Река ведь тоже имеет название Подрезчиха, и вряд ли она получила название в 20-ом веке. Как правило, крупные поселения находились в устье таких рек и назывались с приставкой "Усть", например, Усть-Подрезчиха, Усть-Порыш. Приставку Усть в названиях часто опускали. Поэтому вероятность того, что в древности в этом месте могло находится поселения Подрезчиха или Усть-Подрезчиха очень велика, но оно могло находиться и дальше от устья реки Подрезчиха. Пока соберу информацию, а потом буду выезжать на место и уточнять место прохождения тракта.

Аватар пользователя ru-danko

В 17 веке "пос. Подрезчиха" не существовал.

А река Подрезчиха в 17 веке существовала?

Аватар пользователя ru-danko

Река существовала, но у вас подписан и отмечен именно посёлок, на это и обращаю внимание.

Если река существовала, значит, нельзя однозначно утверждать, что поселка Подрезчиха в 17 веке не существовало. Это надо проверять. Пока жду дополнительную информацию от источника, который вывел меня на поселок Подрезчиха. Есть по этому поселку еще какая-нибудь информация?

Аватар пользователя ru-danko

Вот, выложил историю посёлка: http://rodnaya-vyatka.ru/places/83605

До ноября 1956 г. Подрезчиха входила в состав Кыштымовского сельсовета, а позднее был образован самостоятельный Подрезчихинский сельсовет Нагорского района с территорией в 41 тыс. гектаров. В сельсовет вошли кроме Подрезчихи еще два населенных пункта: поселок лесозаготовителей Сумчино, основанный в 1953 г., и деревня Высоковская, существующая с конца XVIII в.

Раз это Нагорский район, значит, исторически река Подрезчиха имела сухопутную дорожную связь с Нагорском. А вместе с ней и деревня Высоковская, которая тоже была в составе Нагорского района. Вопрос в том, где проходил древний тракт из Высоковской в Шестаков по Нагорскому району? Видно, что в двадцатом веке эта дорога из Подрезчихи шла к деревне Кыштымовцы, где размещался сельсовет. Возможно, и в семнадцатом дорога проходила близко к ней.

Аватар пользователя ru-danko

Раз это Нагорский район, значит, исторически река Подрезчиха имела сухопутную дорожную связь с Нагорском.

Исторически??? Нагорский район образован в 1929 году. До этого административное деление было совсем иным (см. СНМ-1926 и более ранние источники). И Нагорск тогда был селом, не являлся каким-то административным центром.

 Вопрос в том, где проходил древний тракт из Высоковской в Шестаков по Нагорскому району? 

Этого я не знаю, но готов утверждать, что "посёлок Подрезчиха" путники, следующие Сибирским трактом, не проходили. 

Исторически??? Нагорский район образован в 1929 году. До этого административное деление было совсем иным (см. СНМ-1926 и более ранние источники). И Нагорск тогда был селом, не являлся каким-то административным центром.

Важно не то, какое было административное деление, а то, какие дороги исторически связывали поселения. Если бы этих дорог не было, то и Подрезчиха, и Высоково не попали бы в Нагорский район.  

Аватар пользователя ru-danko

Высоково и Подрезчиха на правом берегу Вятки, поэтому сухопутную связь с Нагорском обеспечить, конечно же, проще, чем с Белой Холуницей.

Вот и я о том же. Высоково, Подрезчиха и Шестаков на одном с Нагорском берегу Вятки. Разные источники говорят, что старый сибирский тракт проходил там, и не просто тракт, а государева дорога, по которой возили царских кречетов, но на всех старых картах, которые видел, там - пустое место, без поселений. Приходится собирать информацию по крупицам.

Аватар пользователя ru-danko

Павел, по-моему, вы меня не совсем поняли. Когда вы пишите "Старый Сибирский тракт" и речь идёт о 17 веке, и вдруг в перечне пунктов этого тракта оказывается современный посёлок Подрезчиха, которого тогда и в помине не было, то любой, кто понимает это, не воспримет вашу весьма интересную работу серьезно. Поэтому я рекомендую вам из заголовка карты этот посёлок убрать.

Хорошо, из заголовка пока уберу, до выяснения обстоятельств. Постараюсь уточнить, как Подрезчиха попала в один ряд с Высоково и Березовкой - поселки, расположенные близко по расстоянию, но жившие в разные эпохи времени. 

Павел, похоже Вы на верном пути. 

Некогда старая дорога проходила ч/з Подрезчиху. Но вот был ли это участок старого тракта сомневаюсь. Нынешним летом, я и мой кумпаньён, провели в этой местности ряд расследований. По этой же теме. Признаки дороги наблюдаются. Сужу об этом, исходя из обнаруженных наблюдений. В целом, необходимо более подробное расследование.

Благодарю. Буду признателен любой дополнительной информации.

Найду время - отпишусь подробнее. Покопаюсь в источниках. Для начала 2 замечания, как затравка для дискусии.

 

1) Не согласен с термином "Сибирский тракт", применительно к 17 веку, т.к. слово «тракт» не русское, немецкого происхождения и поэтому использование его применительно к допетровской Руси вряд ли уместно.

2) Давайте все-же аккуратнее ссылаться на источники, и избегать фраз типа: "разные источники говорят", "местные предания свидетельствуют...". Если высказывается собственное мнение, то так и пишите, что бы было понятно. Павел, там где Вы ссылаетесь на Википедию (?) - там уместнее сделать ссылку на работу П.Н. Луппова "История Вятских сел", т.к. цитата именно оттуда.

Из работы Луппова П.Н. «История вятских сел». ЭЗВ, том 4. История. С 141-182.

Рукопись была написана в 1940-е годы, хранится в Герценке.

 

Выписки, касающиеся дорог

 

«В 1557 г. был построен г. Кай, через который в конце 16 в. была проложена Московская дорога из Москвы в Сибирь...

К началу 17 в. через Вятскую землю была проведена большая дорога из Москвы в Сибирь (через г. Котельнич, Орлов, Хлынов и Слободской на г. Кай, во второй половине 18 в. это направление было заменено новым (через Казань, Малмыж на Соликамск). Далее в начале 17 в. от г. Слободского была продолжена дорога к Ношульской пристани для отправки по ней сырья Вятской земли к г. Архангельску (для продажи иностранцам)».

 

Далее, в кратких исторических справках по селам и более крупным населенным пунктам об идущих через них дорогах:

 

Екатерининская пустынь (Верховятский монастырь) — на левом берегу рю Вятки <...> Через монастырь в 17 и 18 вв. проложена Большая дорога из Москвы в Сибирь...

 

Село Сырьяново-Николаевское — на левом берегу р. Вятки» <...> В 17 в. через это село проложена большая Сибирская дорога (т. е. Из Москвы через Хлынов на Кай и далее через Верхотурье в Сибирь)...

 

Город Шестаков — на правом берегу р. Вятки возник в 1543-46 гг. <...> В 17 в. через город была устроена торговая дорога на Ношульскую пристань от г. Слободского...

 

Город Слободской — на правом берегу р. Вятки. <...> В 17 в. город развил довольно большую торговлю с г. Великим Устюгом и затем с Архангельском <...> для чего из Слободского до Ношуля (пристань на р. Лузе) в 17 в. через город была проложена особая дорога (Ношульский тракт)...

 

Город Хлынов — на левом берегу р. Вятки <...> в конце 16 в. через г. Хлынов прошла большая проезжая дорога из Москвы в Сибирь, заменившая собой более северное направление этой дороги из Москвы (через Великий Устюг на г. Кай)...

 

Село Слудское — на правом берегу реки Летки... Село оказалось на торговой дороге из г. Слободского на Ношульскую пристань...

 

Село Лекма на притоке Летки образовано в 1641 г. на Ношульской дороге.

 

Троицко-Холуницкий монастырь — на левом берегу р. Черной Холуницы... (дорога не упоминается).

 

Село Троицко-Холуницкое — на левом берегу р. Ч. Холуницы... находилось на большой Московской дороге в Сибирь, до ее закрытия в 18 в. (через Хлынов и Слободской).

 

Село Сырьяно-Всехсвятское... через это село в 17 в. проходила большая Московская дорога через Хлынов на Кай и Верхотурье.

 

Село Прокопьевское (Вознесенское) — на правобережье р. Б. Холуницы, но вдали от реки... находилось на Ношульском торговом тракте...

 

Село Дебессы — на правом берегу Чепцы... в 18 веке через это село была проведена от Казани большая Сибирская дорога, заменившая собой прежнюю сибирскую дорогу (через Хлынов, Слободской, Кай).

 

г. Орлов... В 17 в. через Орлов проведена большая дорога из Москвы в Сибирь. Через Орлов же проходила дорога на Великий Устюг. Далее расказывается, что из Орлова так же отправлялись товары не только в В. Устюг, но и на Ношульскую пристань, откуда по С. Двине они сплавлялись в Архангельск.

 

г. Котельнич — на правом берегу р. Вятки... В конце 16 века после устройства в Казанском воеводстве городов-крепостей Козьмодемьянска, Уржума, Санчурина и Яранска (1584) через эти города была проложена из Москвы большая Сибирская дорога, которая далее проходила через Котельнич, Орлов, Хлынов, Слободской...

 

Село Бобино - … В 18 в. через село проходила дорога на Ношульскую пристань...

 

Село Окатьево — на правом берегу р. Моломы... Через Окатьево проходила большая дорога из Хлынова и Орлова на В. Устюг.

 

Село Кленовицкое — недалеко от верховьев р. Водской, левого притока Моломы — на Ношульском коммерческом тракте...

 

Села Кайского уезда, присоединенные к Вятской земле в 1708 г.

(выписаны выборочно)

 

Село Волосницкое (Георгиевское) — на левом берегу Камы при впадении р. Волосницы... находилось на большой дороге из Москвы в Сибирь...

 

Село Лойно или Лонья — на правом берегу Камы... находилось на большой дороге в Сибирь...

 

Село Пушейское (Ильинское)... находилось на большой дороге из Москвы в Сибирь...

 

Город Кай — на левом берегу р. Камы устроен в 1557 г. Строгановым на большой дороге из Москвы в Сибирь через г. Великий Устюг... Через Кай же проложена и позднейшая Московско-Сибирская дорога через города Вятской земли.

 

Село Гидаево — в правобережье левого притока Камы — Порыша, на древней дороге в Сибирь (через г. Великий Устюг)...

 

Село Качаново — в правобережье речки Порыша левого притока в Каму образовано до 1763 г. Селение находилось на древней дороге из Москвы в Сибирь (через г. Великий Устюг)...

 

Далее Луппов перечисляет еще несколько сел Прикамья, упраздненных в 18 в. Проходила ли через них Сибирская дорога, об этом нет ни слова. Но можно предположить, раз эти села опустели, то на это могло повлиять именно закрытие Сибирской дороги.

 

Эти села:

Село Гущинское (Владимирское) на Вильме, притоке Порыша — стало деревней Ольковской с церковью;

село Великопольское — 8 км. От Лоина, стало деревней;

село Тихоновское — 2 версты от с. Пушейского, после того, как в 1799 г. сгорела церковь, «исчезли и всякие признаки бывшего здесь села»;

Сретенская пустынь — по р. Сысоле устроена до 1686 г... с деревней Успенской... приписано к Гидаеву.

 

 

МОИ выводы из приведенных выдержек.

 

Во-первых, П.Н. Луппов нигде не использует так любимое краеведами понятие «Сибирский тракт», а слово «тракт» встречается лишь однажды в словосочетании «Ношульский тракт». Думаю это и правильно, т. к. слово «тракт» не русское, немецкого происхождения и поэтому использование его применительно к допетровской Руси вряд ли уместно.

 

Во-вторых, Луппов называет 3 дороги ведущие из Москвы в Сибирь через Вятскую землю, употребляя к ним одно и то же название: Московская дорога или Большая Московская дорога или Большая дорога из Москвы в Сибирь или большая Сибирская дорога — у него нет устоявшегося названия этой дороги, причем так он называет и первую дорогу через В. Устюг — Объячево-Кай и вторую — через Хлынов-Слободско-Кай и третью 18 века через Казань.

Луппов не считает, как мы, что первая и вторая (более древняя северная и прошедшая позднее через Хлынов) - это 2 разные дороги, он называет их разными направлениями: «в конце 16 в. через г. Хлынов прошла большая проезжая дорога из Москвы в Сибирь, заменившая собой более северное направление этой дороги из Москвы (через Великий Устюг на г. Кай)».

Что касается датировки начала использования Сибирских дорог, то они приблизительны (называются только века, иногда часть века: 1-я дорога - 16 век, 2-я — 17 век, 3-я через Казань — 18 век).

Про 2-ую дорогу он пишет подробнее: «В конце 16 века после устройства в Казанском воеводстве городов-крепостей Козьмодемьянска, Уржума, Санчурина и Яранска (1584) через эти города была проложена из Москвы большая Сибирская дорога, которая далее проходила через Котельнич, Орлов, Хлынов, Слободской...».

 

Следующая дорога в Сибирь (большая Сибирская дорога) в 18 веке была проведена от Казани, заменившая собой прежнюю сибирскую дорогу (через Хлынов, Слободской, Кай). Она прошла от Казани через Малмыж и Глазовский уезд (с. Дебессы) на Соликамск и Верхотурье.

 

Ношульская дорога.

Торговая дорога на Ношульскую пристань (Ношульский тракт, Ношульский коммерческий тракт) — проложена в начале 17 века.

 

Таким образом, я считаю, что работу Луппова можно использовать, как один из источников в той части, где он называет населенные пункты, через которые проходили Сибирские дороги и Ношульский торговый тракт. Можно, основываясь на этих данных примерно проложить эти дороги по карте.

При этом следует учитывать, что работа П.Н. Луппова являлась незаконченной рукописью и опубликована была более чем через полвека после написания, уже после смерти автора.

 

И я по-прежнему считаю, что после «закрытия» этих дорог, он потеряли, да и то не полностью, значение государственной, общероссийской дороги из Москвы в Сибирь, но местное значение их сохранилось и вряд ли их забросили. Какой смысл? По ним продолжали ездить, а местами, отдельные их участки вошли в дорожную сеть края и используются и сейчас.

 

Благодарю за информацию. Подскажите, Ношульская пристань на Лузе у Луппова и Вокшинская пристань на Лузе у Николая Рычкова - это одна и та же пристань?

Страницы