Храмы юго-востока Кировской области на рисунках Т.П. Дедовой.

Жизнь русских крестьян была тесно связана с близлежащим храмом или церковью. Связь эта основывалась не только на религиозности жителей и необходимости совершения регулярных церковных таинств (исповедь, причастие и др.), но и том факте, что церковь долгое время оставалась единственным стабильно функционирующим органом «центральной власти» и просвещения на местах.

Не будем забывать и о том, что именно церковь вплоть до установления советской власти повсеместно выполняла функции ЗАГСа, скрупулёзно ведя учет всех рождающихся, вступающих в брак и умерших прихожан. Она же вела статистический учет жителей прихода посредством составления исповедных росписей – ежегодных списков семей прихожан церкви, включавшем также семьи новокрещенов и раскольников.

Появление храма в населенном пункте автоматически повышало его статус до села – центра волости и прихода из десятков окрестных деревень, починков и займищ с их православным населением. Вслед за этим, село становилось местом регулярного скопления жителей, благодаря которым обретало статус центра локальной местной торговли, кустарного производства и ремесла. Туда стекались люди и деньги, появлялись регулярные ярмарки, прокладывались тракты, а уже вслед за ними приходили светские органы власти.

Крестьянская жизнь начиналась и оканчивалась в храме. Новорожденного крестили, нарекая именем в честь одного из святых, чей день памяти приходился на дату совершения крещения. Там же венчали молодоженов, открывая дорогу с созданию законной семьи. Здесь же отпевали покойников, провожая усопшего в последний путь. Рядом с церквями часто располагались погосты, где умершие находили себе последнее обиталище, а могильные кресты и камни еще многие десятилетия хранили память о них.

Среди всех объектов архитектурного наследия именно храмы имеют наибольшие шансы дожить до наших дней, преодолев разрушительное влияние времени и политических потрясений. Хотя далеко не все из них благополучно пережили XX век, многие сохранились в том или ином виде, а некоторые пережили второе рождение и сегодня являются действующими храмами Вятской митрополии. По большому счету – сельские храмы выступают единственными архитектурными сооружениями XVIII-XIX вв., которые были свидетелями и участниками жизни наших предков, локациями, отмеченными особым значением и символизмом в судьбах ушедших поколений. Именно поэтому, изучая историю своего рода, невозможно пройти стороной мимо этих свидетелей эпохи, не сказав о них несколько слов.

В прошлом году мне посчастливилось познакомиться лично с кировской художницей и иллюстратором Татьяной Павловной Дедовой (род. 1939), о чем ранее я писал в соответствующей заметке. Наше знакомство переросло в регулярное дружеское общение: мы созваниваемся, поздравляем друг друга с праздниками, а бывая в Кирове, я обязательно навещаю Татьяну Павловну. Параллельно я был увлечен её работами, на которых живыми и яркими запечатлены многочисленные села и храмы Вятской губернии. Татьяна Павловна посвятила этой работе более 40 лет, сегодня в её творческом багаже около 800 уникальных изображений храмов и памятников архитектуры Кировской области. Некоторые рисунки хорошо знакомы читателям, публиковались в виде открыток, в книгах, экспонировались на выставках, другие пока неизвестны публике.

Татьяна Павловна Дедова в 2021 году. Фото Пижанской центральной районной библиотеки имени А.Ф. Красноперова.

Постепенно у меня образовалась небольшая коллекция рисунков, насчитывающая сегодня более 100 работ, на которых красуются городские панорамы, храмы и архитектурные ансамбли всех уголков Вятского края. Особое внимание я уделял рисункам, на которых изображены села и храмы, связанные с историей родов моих многочисленных предков. В разное время именно в их стенах принимали крещение, венчались, а может быть и были похоронены на церковном погосте мои пращуры.

В этом очерке я предлагаю полюбоваться на изображения храмов, расположенных в юго-восточной части Кировской области, там, где и проходила жизнь моих вятских предков.

PS – буду признателен администраторам портала Родная Вятка, если помогут с размещением рисунков на соответствующих страницах населенных пунктов.

Рис. 1. Троицкая церковь в с. Кстинино Вятского уезда (Кирово-Чепецкий район)

Рис. 2. Спасская церковь в с. Кумены Вятского уезда (Куменский район).

Рис. 3. Преображенская церковь в с. Вожгалы Вятского уезда (Куменский район).

Рис. 4. Воскресенская церковь в с. Вожгалы Вятского уезда (Куменский район).

Рис. 5. Спасская церковь в с. Ошеть Нолинского уезда (Сунский район).

Рис. 6. Казанско-Богородицкая церковь в с. Верхосунье Нолинского уезда (Сунский район).

Рис. 7. Екатерининская церковь в с. Курчум Нолинского уезда (Сунский район).

Рис. 8. Вознесенская церковь в с. Суна Нолинского уезда (Сунский район).

Рис. 9. Троицкая церковь в с. Кырчаны-Богоявленское Нолинского уезда (Нолинский район).

Рис. 10. церковь Успения Божьей матери в городе Нолинске (Нолинский район).

Рис. 11. Благовещенская церковь в с. Васильевском Нолинского уезда (Немский район).

Рис. 12. Введенская церковь в с. Нема Нолинского уезда (Немский район).

Рис. 13. церковь Иоанна Предтечи в с. Рябово Вятского уезда (Зуевский район).

Рис. 14. Вознесенская церковь в с. Богородское Нолинского уезда (Богородский район).

Рис. 15. Троицкая церковь в с. Никольское-Лобань Нолинского уезда (Богородский район).

Рис. 16. Покровская церковь в с. Ухтым Глазовского уезда (Богородский район).

Рис. 17. Казанско-Богородицкая церковь в с. Верхокосинское-Караул Глазовского уезда (Богородский район).

Рис. 18. Александро-Невская церковь в с. Уни Глазовского уезда (Унинский район).

Рис. 19. Спасская церковь в с. Уни Глазовского уезда (Унинский район).

Рис. 20. Богородицкая церковь в с. Порез Глазовского уезда (Унинский район).

Рис. 21. Троицкая церковь в с. Елгань Глазовского уезда (Унинский район).

Рис. 22. Александро-Невская церковь в с. Сардык Глазовского уезда (Унинский район).

Рис. 23. Троицкая церковь в с. Уть Глазовского уезда (Унинский район).

Рис. 24. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (ошибочно на рис. - Троицкая) в с. Белая Глазовского уезда (Фаленский район).

Рис. 25. Богоявленская церковь в с. Лема Глазовский уезд (Зуевский район).

Рис. 26. Вознесенская церковь в с. Каринское (Каринка) Вятского уезда (Кирово-Чепецкий район).

#история #архитектура #краеведение #храмы #православие #Вятка #генеалогия #искусство #акварель #графика #Дедова #церковь

 

Села и храмы юго-востока Кировской области

Автор карты: Mikeros

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Комментарии

Аватар пользователя Дмитрий Лысов

Спасибо за сообщение. Павел, попробуй обратится к Михаилу  или к Елене по поводу привязки рисунков.

Аватар пользователя Сергей Федорович

Большое спасибо, Татьяна Павловна!

 В Ваших рисунках видно, что Вы добрый, интересный человек, не побоюсь сказать - весёлый человек! Ваши рисунки Большое, Государственное Дело! Это наша История!

Аватар пользователя SergiusV

Спасибо, а где Лема? 

Аватар пользователя Mikeros

Добавил Лему и Каринку (рис. 25-26).

Добрый вечер!

Спасибо Вам большое за публикацию рисунков Татьяны Павловны. Они прелесть как хороши!

Нолинск, Вожгалы, Богородское, Курчум - родина моих предков, где они жили до 1917 года (в Суне - с 1702, в Курчуме - с 1764).

И всё связанное с этими местами не может не вызывать тёплых чувств :-)

 

Аватар пользователя Алекс Логинов

Чудесные рисунки. Человечки, домики, лошадки. Есть в них что-то доброе.

Видно, как многие храмы строились по одному образцу.