Первые кировско-вятские Дудины

Первые кировско-вятские Дудины.

Начало здесь: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/108954 

Тогда заголовок был ''Первые вятские Дудины''. Прошло четыре года и пришло время подвести итоги долгих поисков. В ноябре 2016 года были известны Дудины в Хлыновском уезде по переписи 1629 года, а в Котельничском уезде по переписи 1646 года. Позже появились данные о хлыновских Дудиных по Дозору 1615 года. Тогда же писал, что связь между хлыновскими и котельничскими не просматривается. Значит они пришли откуда-то из другого места. Был обследован Устюжский уезд – безрезультатно, Тотемский уезд тоже, Устьянские волости тоже. Наконец после почти года поисков точка переселения была найдена в Сольвычегодском уезде. Это Онтропьева слобода. В настоящее время это часть Лузского района Кировской области. Потому эту статью назвал ''Первые кировско-вятские Дудины''. Продолжим повествование.

На сайте ВГД была найдена информация за 1678 год: пять фамилий Дудин в четырёх соседних деревнях. Возникло предположение, что такое количество семей могли ''делегировать'' представителей пяти семей Дудиных общей численностью 13 чел. мужского пола в Котельничский уезд, где и были переписаны в 1646 году. Моё предположение опиралось на опыт предыдущих поисков: при переселении на прежнем месте всегда кто-то оставался. Последовательно были получены данные по переписям 1677-1682, 1647, 1625 и 1620 годам (все имеются на сайте, спасибо Александру Гагаринову!). Оказалось, что у Андрея Дудина было  семь сыновей: Русин, Борис, Рык, Леонтий, Михаил, Иван и Алексей. Здесь Русин и Рык не христианские имена. Русин оказался Хрисанф. Это и другое позволило предположить, что Рык=Леонтий. Таким образом у Андрея Дудина шесть сыновей, создавший семьи: Русин=Хрисанф 1571 года рождения, Борис – 1574 г.р., Рык=Леонтий - 1577-1580 г.р., Михаил – 1589 г.р., Иван – 1592г.р., Алексей – 1605 г.р. Сам Андрей Дудин 1546 года рождения (даты ориентировочные).

Первая информация о нем была найдена ещё до получения выписок из писцовой книги 1620 года, была найдена попутно. Мне подсказали, что в книге Сенигов О.П. ''Памятники земской старины'', СПБ. 1903, упоминается Русин Дудин. Книга в свободном доступе, снабжена поисковой системой. Нашел  в ней статью, в которой упомянут судейский целовальник Русин Дудин. Описываемые события относятся к 1615 году. Найдены следующие записи: ''… судейкам Русинку Дудину с товарищи…'', ''… да судному  целовальнику Русинку Ондрееву сыну …'', ''… да целовальник судной Русин Ондреев…'', ''… целовальник судной Русин Ондреев сын Дуткин…''. Анализ показал, что это все один человек. В последней записи смутила фамилия Дуткин. Задал эту фамилию поисковой системе, и она выдала в том же деле: лета 7124 (1616) году, мая в 29 день: '' … да судный целовальник Девятой Михайлов, сын Перевалов, да Ондрей Михайлов сын Дуткин…''. Сразу возник вопрос: Ондрей Михайлов сын – это, что отец Русина Ондреева? Ответ был найден позже, когда из РГАДА были получены копии купчих. Информация же по купчим найдена по книге  Воскобойникова Н. П. ''Описание древнейших архивов Московских приказов XVI – начала XVII века'', М. 1994. Книга Воскобойниковой отсутствует в свободном доступе, но она имеется в продаже в виде дополнительных выпусков. Коллега приобрёл её и сделал мне полную выборку по моим Дудиным и не только, а также по Дуткин и Дудкин. (Спасибо Андрею Яровикову, что сделал предположение, что это все один клан!).

Воскобойникова Н.П. отнесла Дуткин к вариации фамилии Дудкин, а последняя созвучна с Дудин. Оказалось, что за ними числится более десятка купчих разных годов. Сопоставление купчих и писцовой книги 1625 года позволило предположить, что Дудкин и Дудин – вариации фамилии одного большого семейства. Были заказаны и получены из РГАДА копии некоторых из них. Главным результатом явилось доказательство предположения. Так в купчей 1601 года на восьмой жереб деревни Турышкина указан покупателем Андрей Михайлов сын Дудкин, а на обороте купчей: ''… вместо Рычка Дудина руку приложил…''. Таким образом имеем документальное подтверждение: Андрей он же Рык, Дудкин он же Дудин и все это один человек. А в купчей (челобитной) 1624 года: ''Бьет челом твоя Государева сирота Соли Вычегоцкой уезда Онтропьевы слободы Русинко Ондреев сын Дудкин…'', а на обороте – ''… вместо Русинка Дудина руку приложил…''. Что характерно, за всеми членами семейства во всех писцовых и переписных книгах записана только фамилия Дудин. А в купчих имеем три вариации фамилии.

Объяснение этому нашёл в С. Н. Смольников ''Фамилии устюжан в памятниках местной деловой письменности  XVII века'' (https://www.booksite.ru/fulltext/vel/iky/ust/yug/two/17.htm): ''Говоря о деловой письменности XVII века, следует отметить, что единых норм именования лица в документах еще не было. В отличие от нашего времени, когда официальное именование присваивается и юридически закрепляется уже при рождении человека, сопровождая его всю жизнь как главное и основное имя собственное, называние лиц в старорусских документах главным образом зависело от того, как человека и его близких родственников звали в быту. Именно это именование подгонялось и подравнивалось составителем документа под тот или иной образец официального именования (по аналогии с другими подобными актами, причем для писцовых книг он был один, для частно-деловых актов - другой и т. д.). Нормой деловых текстов XVI-XVII веков являлось называние человека личным именем и прозванием "по отцу". 

Но главной находкой была информация в книге Е. Н. Швейковская ''Русский крестьянин в доме и мире: северная деревня конца XVI – начала  XVIII века''. Изд. «ИНДРИК» М. 2012. Книга в свободном доступе. В на  стр. 195-196: ''Любопытна продажа, которую произвел в феврале 1641 г. Никон Тимофеев сын Дудина: он реализовал «треть деревни Дрищенского починка же». В писцовой книге деревня значится под названием Дрищов прислон на р. Дрищовке. Никон Тимофеев в ней записан, причем у него два двора, один из которых пуст, и его владение покоится на купчей от 1539 г., т. е. он и его предки жили в деревне около 100 лет.'' Никона Тимофеевича просмотрел в писцовых книгах 1620 и 1625 годов, так как он записан в них без указания фамилии, а после продажи одного из двух дворов он исчезает, нет данных в ПК 1645 г. и в последующих. Таким образом, если бы не исследования Швейковской Е.Н., то данные об роде Дудиных остались бы на уровне 1584 года, когда Иван да  Андрей Михайловы дети Дуткина продали треть деревни Ершова со всем без вывода. В это же году Иван Михайлович покупает четверть деревни Турышкино, а в 1588 году поч. Семёновской. Далее данные о нем отсутствуют. Поч. Семеновский идентифицирую как дер. Семейки Белово (Семёновская). В писцовой книге 1620 года найдена запись: Деревня что был починок Безсоновской, а Фроловской тож на речке Лале, а в ней во дворе Левка Иванов сын Дудин. По писцовой книги 1625 года двор пуст, продан в 1623 году. Далее данных нет. Можно только предположить, что куда-то переселился. 

Вернёмся к дер. Дрищев Прислон (а Дудиха тож), а в ней Никон Тимофеев сын Дудин. 

Дополнительно найдено: 7123/1615 г. Купчая Третьяка Тимофеева Дудина на проданный им старцу Леониду жеребей пожни за речкою Лузою в Верхнем Наволоке. Можно предположить, что это ещё один сын Тимофея Дудина. Возможно Никон и Третьяк один человек, но может быть, что у Никона мог быть  ещё один или два брата. Дер. Дрищев Прислон находится в 10-12 км. (по прямой) от дер. Турышкино, где жил Андрей Михайлов, а его сыновья  там же и в соседних деревнях. Других Дудиных нет в округе на десятки километров. Отсюда можно предположить, что это все одно большое семейство Дудиных. А так как есть информация о 1539 годе, то все они из деревни Дрищев Прислон, точнее починка Дрищенского на речке на Дрищевке. 

Получение копии купчей 1641 года должно было подтвердить или опровергнуть очередное предположение. На её получение из РГАДА ушло полтора года. (Попутно отмечу для тех, кто жалуется на работу ЦГАКО, данные по Устюжскому уезду по ПК 1623-1626 ждал около 8 месяцев, столько же по первым купчим. В итоге очень медленное продвижение в получении данных по родословной). Результаты после перевода купчей разочаровали, если не сказать больше. В ней нет никакого упоминания отца, деда или другого родственника, есть подробное описание продаваемого двора и условия сделки. 

Констатируем, что документально известно на данный момент: Андрей Михайлов сын Дудкин=Дудин примерно 1546 года рождения. Его старший брат Иван Михайлов сын 1543 г.р., а их отец Михаил 1543– 20(30) = 1513-1523 года рождения, для удобства 1520. Есть копии купчих, самая ранняя 1584 года, в которой поименованы братья Дуткины (Дудкины). Есть данные из ПК 1625 года о владении двумя дворами Никоном Тимофеевым сыном Дудиным в деревне Дрищев Прислон по купчей 1539 года. И исчерпаны практически все источники для дальнейших документально подтверждаемых поисков. Дальше вторгаемся в область предполагаемых событий. За более чем два года ожиданий данных из РГАДА изучены многие источники, доступные в интернете. Общие данные о Дудиных и Дуда найдены по работе Тупикова Н.М. ''Словарь древне-русских личных собственных имен'', СПБ. 1903. (Находится легко в свободном доступе). Первое упоминание о фамилии (прозвище) Дудин у крестьян приводится им в одной из Новгородских пятин и относится к 1495 году, там же несколько Дуда. Особенностью труда Н.М. Тупикова является использование древних актов и писцовых книг, которые тоже находятся через интернет в свободно доступе. Поэтому легко были найдены множество Дудин и Дуда в интервале 1495-1564 годов в Новгородской земле. Дудины есть и в других регионах, например, в Подмосковье. Но очень рано выяснилось основное препятствие – в РГАДА отсутствуют многие ранние писцовые книги, хотя из различных источников известно об их проведении в своё время. Новгородские  же сохранились, наверное, потому что были изданы ещё до 1917 года. Из более чем двух десятков новгородских Дуда и Дудин имеем два совпадения: 1) Михалко Дуда по переписи Шелонской пятины 1539 года и Михаила – отца Ивана и Андрея Дудин(ых) из Онтропьевой слободы 1584 года; 2) Ондрейко Дудин из переписи Бежецкой пятины 1564 года и Андрея Михайлова сына Дудина из Онтропьевой слободы 1584 года. 

Моделирование ситуации ("Моделирование ситуации как метод генеалогических поисков": https://rodnaya-vyatka.ru/forum/129042) показало, что эти два совпадения взаимно исключают друг друга, т.е. возможен один из них: либо ''1'' либо ''2''. Но тогда имеем ситуацию, что Дудины из деревни Дрищев Прислон  и Дудины из деревни Турышкина не связаны между собой, т.е. происходят от разных предков, образно от разных Дуда, или связаны родством, но которое недоказуемо при данных обстоятельствах. Вариант ''2'' можно попытаться проверить – подробнее в моих блогах (''Перспектива поисков пращура ранее 1600 года" https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/128777 и в продолжении https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/129247). Вариант ''1'' мне представляется более вероятным, но менее доказуемым. Буду пробовать реализовать оба. 

А настоящий блог пишу для Дудиных, ведущих свою родословную из Вятской губернии и Вологодской губернии (хотя понятно, что губернии образованы позже исследуемого периода, просто обозначаю регионы, так как Вятская земля и Вологодская земля многим покажется непонятными терминами). Еще один момент для точного понимания ситуации – свою родословную веду только по прямой мужской линии. Это значит, что информацию о братьях, дядьях своих предков фиксирую, но не развиваю в последующих поколениях. Это значит, что несколько сот (до двух тысяч) Дудиных у меня не отражены в родословной схеме. Вот для них и пишу, если когда нибудь кто-то из них захочет восстановить свою родословную. Ещё одно уточнение: Вятская губерния территориально больше Вятской земли. Южными уездами губернии не занимался вообще. Только предполагаю, что Дудины Уржума и другие происходят от котельничких 1646 года или хлыновских 1615 года. Но тем не менее и для них ниже описываемое может быть ориентиром в поисках истоков своих родов. В Вологодской земле черносошное крестьянство, в основном, проживало в Устюжском уезде и Устьянских волостях.

Вернёмся к моделированию возможного переселения Михалко Дуда в Дрищенской починок. Частично это описано в моём сообщении. Там указал на некое продолжение. Вот об этом  ниже и пишу. В моделировании были использованы следующие данные по Дудиным. Устюжский уезд ПК 1623-1626 гг.: Черевковская волость, дер. Беляевская 1 семья; волость Ентала деревня дер. Любавинская 1 семья. Устьянские волости ПК 1635-1636 гг.: волость Пежма дер. Евсютино и дер. Дымковское по одной семье. Подробности не привожу – они легко находятся на сайте ВГД с помощью поисковой системы. Кроме того, использованы крестоприводные списки 1645 года и так называемые ''солдатские переписи''.  Также  в Сольские Никольские сошки имеется деревня Дудино, Дудиных в ней нет, тоже по ПК 1646 г. По переписи 1677 года в ней появилось несколько семей по фамилии Дудинской. К роду Дудин они не имеют ни какого отношения (ситуация описана в комментариях на форуме к теме "Ивонинские": https://rodnaya-vyatka.ru/forum/129383). Пришёл к предположению, что починок был основан около 1600 года (см. мой блог ''Статус нас. пункта и генеалогические поиски": https://rodnaya-vyatka.ru/blog/2419/129114). Позже Дудины из этого починка или уже деревни переселились в волость Пежма. А в целом  все устюжские и устьянские Дудины родственники и восходят к Федору Иванову сыну Дудину, который может быть сыном Ивана Михайлова сына Дудкина из Онтропьевой слободы. Прямых доказательств нет. Но основанием для такого предположения являются имена и отчества найденных Дудин(ых) и следующие записи, найденные в Утмановой волости ПК Сольвычегодского уезда 1645 года: дер. Олябино – ''(жеребей) отцу ево продал Федка Дудин в 1635 воду'' и  там же ''порука черевковец Пятунка Иванов сын Дудин''. Поясняю, что волость Утманова и волость Ентала расположены рядом. А вот до села Черевково около 200 км. Получается, что крестьяне как-то общались между собой,  несмотря на такое расстояние, и вряд ли это просто ''посиделки с хорошими людьми''. 

Перейдем к Вятской земле, точнее к Хлыновскому уезду, только там известны Дудин(ы) по Дозору 1615 года. Их всего две семьи и все живут в починках, т.е. недавно образованных поселениях. Свои изыскания начал со сплошного просмотра переписи 1646 года. Выбор обосновывается отсутствием в ранних книгах фамильного прозвища у большинства крестьян. Кроме того пример Никона Тимофеева сына из дер. Дрищев Прислон показал, что даже, если и была, то ее часто не писали. Были найдены несколько Дудин(ых). Часть явно имели связь с 1629 и 1615 годами, по другим  особо на анализировал, потому что нашёл в Слободском уезде дер. Дудкино. Дудкин(ых) в деревне нет, но нашлась одна семья в соседней деревне. Соответственно просмотрены переписи 1629 и 1615 годов по этой деревне. Статус тот же, но должны быть этапы ''деревня, что была починок'' и починок. Отсюда починок образован в 1580-1585 годы. Интересный момент: деревня называется то Дудкино, то Дуткино, явно просматривается аналогия с Дуткин=Дудкин=Дудин в Онтропьевой слободе Сольвычегодского уезда. По КВР В.А. Старостина в 1891 году в губернии всего две семьи, а должно быть больше, по крайней мере несколько десятков. А вот Дудин(ых) много. Моделирование ситуации в деревне Дрищев Прислон с 1539 по 1625 год допускает наличие у Михалко Дуда младшего брата. Имя, естественно, не известно. Но динамика роста численности двух семей, основанной на статистике – как минимум по два сына, и примерные их даты рождения в сопоставлении с возможностями пашни деревни (тоже в динамике) выявила несколько критических точек, когда возникал ''избыток ртов''.

Первая точка около 1580 года. В этот период кто-то должен был покинуть деревню. По линии Михаила это его сыновья Иван и Андрей, которые могли купить двор в дер. Ершова, которую в 1584 году продали и каждая семья начала отдельную жизнь. В этот период брат Михаила с семьёй мог переселиться в Хлыноский уезд Вятской земли, образовав починок Дудкинской. К 1615 году сыновья могли отселиться. Деревня Дудкино находится недалеко от села Кстинино, рядом с которым зафиксировано две семьи Дудин(ых) и починок на поломе Дудин. А фамилия Дудин закрепилась за большинством сыновей. Починок на поломе Дудин явно основан носитель этого фамильного прозвища. Но в починке Дудин(ых) нет, зафиксированы Пронка Коробейников да сын его Семейко. Последний позже принял прозвище Дудин и в последующем оно стало фамилией у его потомков. 

Вторая критическая точка в дер. Дрищев Прислон возникла в интервале 1600-1610 годов. В Устюжском уезде не нашлись, а вот в Хлыновский уезд могли переселиться к первой волне переселения. Примеры общения на большие расстояния есть. Третья точка – 1625 год. Переселенцы найдены в Емской слободке Сольвычегодского уезда.  

Доказательная база отсутствует. Но может случиться, что будут найдены: 
Писцовая книга Сольвычегодского уезда письма кн. Ивана Вадбальского. 1585/86 (7094) г. 
Писцовая книга Сольвычегодского уезда Письма Афанасия Ивановича Вельяминова и дьяка Ивана Григорьева. 1585/86-1588/89 (7094-7097) гг.
Писцовая книга Устюжского уезда письма Мины Семенова Нестерова и подьячих Василия Павлова и Владимира Иванова. 1585 г. 

А по Хлыновскому уезду в статье А.Л. Мусихина ''Письменные источники по генеалогии Вятки'' упомянуты: писцовая книга письма и  Богдана Григорьева и подьячего Саввы Григорьева 7098 (1589/90) г.; дозорные книги Василия Овцына и Федора Рязанцева 7103 (1594/95) г.; дозорные книги князя Михаила Федоровича Ухтомского и подьячего Василия Иванова 7118 (1609/10) г.

В заключение. В писцовых книгах, в отличие от ревизских сказок, не писалось откуда переселилась крестьянская семья. А по прежнему месту жительства будет запись ''збежал безвестно'' или очень в общих чертах ''збежал на Вятку'' или ''збежал в Сибирь''. Но это прежнее место нужно найти, а чтобы найти приходится ''перелопатить'' большой объём данных. Версия, предположение иногда позволяет быстро найти точку исхода. Но бывает и отрицательный результат и тогда нужна новая версия о возможном переселении. Вот с целью облегчения поисков другими Дудиными своих и написана эта статья. Не обессудьте, если кого введу в заблуждение и сольвычегодские окажутся не вашими. Значит были и другие Дудины. В подтверждение этому примите к сведению следующий факт: Якушка Иванов сын Дуда (1646 1209-1-518, л.261).

P.S.  Просьба в личку не писать, все вопросы задавать здесь в комментариях.

P.S.S. Выделил в тексте два момента, важные для всех поисковиков, независимо от фамилии.

Комментарии

Аватар пользователя Маргит

Александр Федорович!  Очень подробно и познавательно!  Даже немного жаль, что мои в Дудины "переквалифицировались"  из Коробейниковых...

Аватар пользователя Leonid1872

В общую "копилку" о Дудиных, встретил записи в метрических книгах Воскресенской церкви села Биляра, Елабужского уезда. Впервые фамилия Дудин появляется в этих метриках в 1897 году. 14 октября 1897 год. "Починка Ключевки крестьянин Трофим Василиев Дудин и законная его жена Екатерина Василиева, оба православные"  На протяжении шести лет, прослеживается по записям только одна семья Дудиных в этом починке.

Александр Фёдорович. Я уже писал об этом, но повторю. Починок Семёновский - это не деревня Семейки Белово, а деревня Семёновская или Другая Семёновская Ратмеровского стана. Ни там ни там в первых переписях Дудиных уже не записано, но в своей версии я уверен. Деревни Семёновская и Другая Семёновская - это Ратмеровский Рождественский приход, Дрищев прислон - Ратмеровский Туринский (позже - Коровайковский) приход, где-то здесь же была и деревня Над Лебыжьею лывою, Турышкино, Копылово, Ершово, Безсоновский (Фроловский починок, она же Останино) на р. Залесской Лале (не путать с рекой Лалой, на которой стоит Лальск) - Преображенский приход Антропьевой слободы. Если ещё по переписным книгам внимательно изучить историю купли-продажи сенокосных пожен, то явно прослеживается миграция Дудиных по левому берегу реки Лузы: Дришев прислон - Семёновская - над Лебяжьею лывою - Ершово; по правому берегу: Останино - Ханюг - Турышкино - Копылово. А деревня Семейки Белово (Семёновская) Аникинского Иоанно-Предтеченского прихода находится очень далеко от этих двух кустов, к тому же в то время этот "медвежий угол" был слабо заселён. Впрочем, исключать ничего нельзя. Одна из ветвей Ноговицыных на рубеже 17-18 вв. ушла из д. Голяшевицы Ратмеровского стана в Учецкую волость. Тоже "не ближний свет"!  

Юрий Серафимович, посмотрите внимательно Онтропьеву слободу: 1620 г. , л.378 - пустошь Семёновская; 1625 г., л.425- пустошь Семеновская, а деревня Семейки Белово тож писана в приправочных книгах вдвое. Вы же знаете, что из-за низкого плодородия земли крестьяне в то время на время забрасывали деревни (оставляли под перегог). Так починок Семеновский 1588 г. стал пустошью Семёновской 1520 г. А в 1625 г., точнее чуть ранее, Семейка Белово, снова распахал землю. Здесь не известно, был ли он основателем починка или просто совпадение. Имеем факт прямой записи: пустошь Семёновская, а деревня Семейки Белово тож. Семейка это Семен, а не седьмой по счёту. Потому позже это просто Семёновская. 

С другой стороны в книге Воскобойниковой имеем: стр. 108 - дело 29: документы собранные сольвычегодскими писцами Иваном Благово и подьячим Василием Архиповым в 1625 году с крестьян слободки Онтропьевой на право владения землёй. (Благодаря чему эти купчие сохранились, а по другим волостям и уездам нет). На стр. 127 - купчая 1588 г. на починок Семеновский. 

Что касается пустоши, что была деревня Над Лебяжею Лывою, то она в 1625 г. была отдана на льготу Рычко Дудину из дер. Турышкино. Это, на мой взгляд, является косвенным свидетельством родства туришкинских и дрищенских Дудиных. 

Поэтому однозначно починок Семеновский  = дер. Семейки Белово, а Семёновская тож

Почему Вы меня не понимаете? Я как раз и утверждаю, что турышкинские и дрищенские Дудины - одного корня. Их ареал землевладения - верхняя часть Ратмеровского стана и Преображенский приход Антропьевой слободы. А деревня Семейки (именно Семёна, я это знаю) Белова хоть и была в Антропьевой слободе, но этот куст деревень очень далеко отсюда. Посмотрите карту 1870 г. В нижней части, на левом берегу реки Лузы ниже Туринского погоста, вблизи Рождественского погоста: деревни Ефаново (это не та деревня Ефаново, что моя родина, а другая), Семёновская и Гора Семёновская; а восточнее Лальска, на правом берегу реки Лузы: д. Аксёновская (Аникинский погост), Стачевская, Медведевская и Семёновская - это и есть д. Семейки Белова. В купчей 1588 г. указано, какой волости был этот починок Семёновский?  Воскобойникова сама могла ошибиться и отнести эту купчую не к тому разделу.

Купчая на починок Семеновский в деле купчих Онтропьевой слободы.

А то, что на отшибе, так это вписывается в следующее переселение в Слободской уезда Вятки. А ещё Черевковская волость и волость Ентала Устюжского уезда по ПК 1623 г. Тоже не близкий свет - сотки километров (верст). Таков характер сыновей Ивана Михайлова сына Дудкина=Дудина. Да, это предположение, но оно обосновано: там единичные семьи и число Дудиных возросло только в 1640 годах - дети подросли. А в 1620-х годах кроме Дудиных в Дрищенском Прислоне и  в Онтропьевой слободе, где их четыре двора, а семей больше, других на расстоянии сотни километров нет. А в Дрищенском починке они с 1539 года, а в Турышкине с 1601 года - вот и размножились. Поэтому либо признавать, что устюжане и устьяновцы - все переселенцы из центральных регионов России или это из Дрищенского починка. Я выбрал последнее. Как-то так.

Я не утверждаю категорически. Могло быть всякое. Я понимаю так: либо многочисленные отпрыски расселяются в ближайшей округе, либо, как в случае с Дудиными, уходят на более плодородные земли: на Вятку, Волгу или в Сибирь. Земли по Лузе везде примерно одинаковые - середние или худые, поэтому идти в такую даль (по тем временам), по-моему, смысла не было, тем более, что там Дудины не закрепились. Можете остаться при  своём мнении, я высказал лишь предположение, которое мне кажется правильным. если бы не было вблизи Дрищева прислона деревни Семёновской, то и не поднимал бы этот вопрос, а поскольку она есть, то склоняюсь к своей версии.

Не было бы авантюристов, не было бы колонизации всех этих земель - Устюжского, Сольвычегодского и Хлыновского уездов, не было в них тысяч деревень, а были бы города и остроги Великий Устюг, Соль Вычегодская, Хлынов, Котельнич, ну и по несколько десятков деревень вокруг них. 

В Онтропьевой слободе было по две деревни Турышкино, Ефаново, Копылова и что из этого. Это ни о чем не говорит. Нужна дополнительная информация. По своей версии я изложил. Остаюсь при ней. 

Собственно изложил, чтобы другие ориентировались на неё и создавали свой вариант... 

 

Согласен. Правда, крестьянин действует, скорее из практических соображений. Он либо бежит на необжитые земли от безысходности, либо знает наверняка, что на новом месте будет лучше: более плодородная земля, государственные льготы и др.

Почему же от безысходности. Я все больше сталкивапюсь с фактами общения крестьян на большое рассточние, а это значит, если был первопроходец, то за ним идут и последующие и опять же с определённым характером. С другой стороны воеводы тоже работали - им нужно было заселять регион и они как-то завлекали крестьян. И ещё, обратили внимание на маленькие наделы. По мнению специалистов они обеспечивали 30-50% потребности семьи. Что-то давали охотничьи и рыболовные угодья. А остальное была подработка. Одним из видом был извоз. В тот же Хлынов, Котельнич или ещё далее отправлялись обозы. Значит там могли быть местные крестьяне, ну далее за кружкой пива ...

Безысходность - это ордынские и литовские набеги, княжеские междоусобицы, голод, эпидемии, нехватка земли в центральных уездах непомерные подати, другие бедствия (пожар, двор смыло наводнением) и др. Заселение новых территорий - это и есть государственные льготы, о которых я говорю. Я не возражаю Вам, а только лишь уточняю.

Добрый день, Александр Фёдорович.

В 1629 году в Слободском уезде проживали не только Дудкины, но и Дудины (Деревня что был починок Слизнов, а в ней крестьян: во дворе Тренка Савин сын Дудин да сын его Сергушка на трети выти). Вы эту семью имели ввиду? Также хочется отметить,  что в Слободском уезде в Чистянском стане была деревня Евсютино (позже Евсютинская) рядом с Подчуршинским городищем.

Добрый день! Дудины 1629 и 1615 годов известны мне, в том числе и Тренка. По 1615 году известны также Дудкин, Дудник, Дудоладов, Дудырь. В своё время я их не учитывал. Линия Дудин чётко выдерживалась и не было никакого основания смотреть другие фамилии. Кроме того нужна доказательная база изменению фамилии. Это можно как-то обосновать при проживании нескольких поколений в одной деревне или в соседних и совпадении имён, т.е. обязательно нужно имя отца. Иначе возникает только предположение. У меня же было проживание в разных уездах и в разные годы.В своё время был сделан анализ возможности переселения котельничских Дудиных по ПК 1646 года из Хлыновского или Слободского уезда по ПК 1629 года. Его выводы однозначные - связи нет, ни одно имя не совпало. Более того ''потенциала'' явно не достаточно для появления котельничской ''толпы''. Такой нашёлся в Онтропьевой слободе и все имена совпали. 

Здесь вернулся к Дудкин(ым), так как появилось для этого основание. Другие опять же не рассматриваю. Хотя трансформацию Дудкин в Дудник можно предположить, но не более. Нужны документы, как выше описанные купчие и Дудкин=Дудин. Предположение все же лучше полного тупика. При стечении обстоятельств и нахождении данных это предположение может стать достаточно обоснованным или доказанным.

mikeplato, уточните, пожалуйста, что хотели сказать по дер. Евсютино?

Просто интересное совпадение названий деревень Дымково и Евсютино. Возможно эти две пары деревень и их жители связаны между собой.

Добрый день, Александр Фёдорович.

Впервые Вы изложили комплексно свою  историю , ранее мы затрагивали лишь отдельные эпизоды.

У меня возникло ряд существенных соображений и логизмов по отношению к Вашему материалу , постараюсь их упорядочить и позже изложить.

 

Добрый вечер, Александр Фёдорович.

Вы собрали большой материал и  его целостно , компактно изложили . Попытался его проанализировать и уж как-то много у меня получается всяких соображений . Поэтому  сейчас только по одному эпизоду выскажусь , а дальше Вы сами скажете : продолжать или нет.

Предлагаю начать со Швейковской , т.е. с продажи Никоном Тимофеевым Дудиным в феврале 1641 г. треть деревни Дрищенского починка же , т.е.всего в деревеньке три двора ( три доли от единого целого) , один некого Петра Васильева Загоскина и два двора Никона Тим. Дудина , один из которых пуст и покоится на купчей от 1539 г. ( он продаётся).

Итак , 1539 год , среди топи болот и лесов течёт извилисто речушка Дрищевка и около некой небольшой песчаной возвышенности делает петлю . Этот пятачок земли у речки -прислон , а раз р.Дрищевка , то и местность назовётся первоночально Дрищевым прислоном. Кто и зачем мог поселиться в 1539 году на неплодородном мыску у речки ? Что такое купчая здесь ? Кто у кого , что и зачем мог купить здесь в 1539 г.?

Классически ( по уложению и судебнику 1497 года ) это должно было выглядить так. В приказной избе при воеводе-наместнике велась книга купчих записей , в которую заносился каждый акт купли-продажи недвижимости с подробным описанием характеристик недвижимости , указывались имена продавцов и покупателей, а также свидетелей законности сделки. По закону в казну шла пошлина в 1,5 % со стоимости . Такие книги существовали только в одном экземпляре на каждый год , как промежуточный до первой ближайшей переписи юридический акт .

После уплаты пошлины , покупателю на отдельном листе выписывали купчую ,как временный документ до ближайшей переписи , с описанием приобретённого и его местонахождение. Когда приходили с государевым наказом писцы для дозора или переписи , то они имели на руках из центра не только приправочные книги , но и делали выпись из приказных уездных книг купли-продажи ,меновых книг, закладных ,кумпанства , и т.д. При дозоре или переписи у крестьян с рук изымались всякие бумаги : купчие ,меновые, кумпанские доли , закладные , по старине и т.д. 

Все права собственности как юридический акт - это сама писцовая или дозорная книга , при этом писцы особо не заморачивались в юридических тонкостях : купчая ( по грамоте ,купчая , доля кумпанства , мена ,духовная , завещательная и т.д. ) и по старине -т.е самозахват чёрной " мирской "земли .

Теперь непосредственно к купчей Никона  Тимофеева Дудина от февраля 1641 года ,вернее к купчей 1539 года в ней. Давайте концептуально оценим продаваемый  пустой двор : изба ( причём старая ) , два сенника на подклетях, сарай , хлевец у дороги ( всё старое ), малая житница ( а в купчей 1641 года к этому добавляется половина игуменника с половиной овина в совладении с Петром Васильевым Загоскою уже в деревне Дудиха тож.  Кстати , здесь в ЕДИНОЙ дер.Дрищев прислон две трети доли Дудиных , а одна Загоского.Было бы наоборот ,то звалась бы она Загоская тож. Предлагаю хорошо запомнить фамилию-прозвище Загоского ,потому что это поможет не только привязать Андрея Дудина из Бежецкой пятины , но и определить правильного отца Андрея , одного из братьев Дудиных старшего Гридю и младшего Михаила всё там же в Бежецкой пятине  и даже с большой вероятностью предположить имя Деда Андрея , Отца Михаила. )

Что бросается в глаза по этой купчей ( 1539 г.)Место- маленький пятачок суглинка на мысе у реки ( абсолютно бедная земля), островок среди болотной топи и лесов . Но это летом , а зимой речка Дрищевка становится составной частью зимника , большого торгового тракта из У.Великого на Лальск ( там таможня и место сбора всех и вся на тот момент). В эти места московское государство пришло в 1499/1500 г. , с 1505 года здесь уже московское наместничество вместо местных князьков ,в Лальске -таможня , в Пустозёрске - приказная изба, но при этом Онтропьева слобода ( курьёз истории ) болтается сама по себе до 1540 года , и только с 1580-х наконец-то  прибьётся к Устюжскому уезду.

 Итак , через этот пятачок ( Дрищев прислон ) идет главное -дорога. Анализ продаваемого двора свидетельствует , что это двор не типичного (классического ) крестьянина (  где огород ?, какой хозяин у дороги поставит хлевец ?и т.д ). Это классический постоялый двор на тракте -ямщицкая станция. Теперь , прежде чем идти дальше в анализе , предлагаю вспомнить ряд исторических значимых фактов.

Парад уставных губных грамот : Белозёрская и Каргопольская от октября 1539 года , Слободскому городку на Вятке февраля 1540 года и , естественно , Устюжскую ( с Онтропьевой слободой ) от апреля 1540 года . И здесь в них главное , появлению этих грамот предшествовала  череда челобитных от "мира " со смерти Глинской -матери Ивана Грозного , т.е с весны 1538года - это первое. Второе- ямское дело как государево появится только в 1635 году ( государевы ямщики , причём как сословие почти на 200 лет ) , а до 1635 года ямское дело было уделом " мирским" , как кумпанство примерно на 50 паёв -50 семей , большей частью родичей ( отцов , взрослых сыновей , дядей , племянников , деверей ,сватов ,тестей и т.д) . В 50 паёв-50 семей охватывалась трасса до 2000 вёрст с обустройством через до 40 вёрст ямщицких станций. Били челом перед воеводой (или воеводами если охватывались несколько территорий ) и по грамоте получали подряд с правом обустройства станций. Кумпанство возглавлял выборный ямщицкий староста , который делил паи ,составлял график полугодовых рейсов и дежурств по ямщицким станциям , которые строились миром ,но по паевым долям принадлежали членам кумпанства( и это регистрировалось в приказных книгах). Ямщики по этому графику работали зимой , а летом крестьянствовали , сеяли рожь , косили сено , не брезговали охотой и рыболовством , ремонтировали свои обозы и т.д. Дер.Дрищев прислон -ямщицкая станция , а вокруг неё Шевковская прекрасно чётко ,через примеры других купчий , расписала классические крестьянские деревни в 10-11 дворов с пашнями , огородами ,пастбищами и т.д.

Александр Фёдорович , признаюсь , немного устал набирать текст, а это только один маленький эпизод в анализе. Дальше я хотел чуть упомянуть ,что у дер.Дрищев прислон тракт имел отворот другого тракта на Котельнич , куда ушел  сначала в 1639 году Дмитрий ,а затем за братом Никита Русинов Дудины -потомственные ямщики с продажей своих долей. Причина -с 1635 года главной государевой дорогой стала Бабиновская через Самаровский и Демьяновский ямы на Верхотурье , тихо пришел конец процветанию Онтропьевой слободе .А дальше хотел проанализировать уже период с 1584-1615 годов.   Честно говоря ,не знаю -нужно это Вам мои соображения?

 

Сергей Владиславович, добрый вечер!

Соображения всегда приветствую, даже если они явно не вписываются в собственную версию. Это заставляет лишний раз проверить все и либо убедиться в собственной правоте, либо внести корректировки. Возможно Вы правы по ямской станции. С этим буду разбираться. Версия Ондрейко Дудина из Бежецкой пятины 1564 года в данной ситуации возможна только, если двор в починке Дрищенском купил дед Андрея, так как Андрей примерно 1546 года рождения (+/- 5 лет) и он не мог быть в двух местах или произошло невероятное: родился в Сольвычегодском уезде, а затем вернулся в Бежецкую пятину и там отметился, а затем опять вернулся!? Или Вы предлагает, что купчая 1539 года была не именная и по ней жило несколько ямщиков, пока на постоянной основе там не поселились Дудины после 1564 года? 

Предлагаю перейти в личку. И неспеша все обсудить.

Аватар пользователя Iwoninsky

Александр Фёдорович, не переходите в личку, очень интересно вникать в ваши с Сергеем Владиславовичем рассуждения!

Аватар пользователя ru-danko

Присоединяюсь:) Александр Фёдорович, я хоть и не комментирую, но читаю и по-дилетантски восхищаюсь вашими изысканиями)

Александр Федорович, здравствуйте! Поищите следующие книги:
Разрядная книга 1474-1598 гг., М., 1966.
Тысячная книга 1550 г. и Дворовая тетрадь 50-х годов 16 века, М., Л., 1950.
Васильев Ю.С. Феодальное землевладение и хозяйство в Важской земле.
Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П.И.Щукина, составленная А.И.Яцимирским. М., 1897, вып. 2
Лавочные книги Новгорода Великого 1583 г./ Предисловие и редакция С.В. Бахрушина. М., 1930.
С уважением, Яровиков А.А.
Аватар пользователя skygrad

Хочу обратить внимание, что после вывода  Вятки в 1489 году значительной части населения городов среди которых были крупные землевладельцы, образовалось много свободных земель, в том числе, в Слободском уезде. Этим можно объяснить приток сюда крестьян со стороны Устюга.

Описываемые мною события происходили почти на столетие позже. И тем не менее есть противоречия. Если внимательно читать Дозор 1615 года, то там много починков или дерневня, что был починок. В терминологии есть чёткое определение этому понятию. Да, за столетие земли могли заросли лесом. Но всё-таки, просто лес и чёрный лес тоже разные понятия. Даже в писцовых книгах писцы различали разные виды леса и был термин ''лесом поросло''. Да, и в более поздний период находим разрешения на освоение именно чёрного леса. В упомянутый период земли были освоены вокруг городов. А массовое освоение земель Вятки начались в 1630-х годах с раздачи земель в оброк (аренду), вот под неё и началось массовое переселение из Сольвычегодского уезда (за Устюжский не знаю, им не занимался). Совпадение или это специальная акция московского правительства, но в Сольвычегодском уезде перед этим были увеличены различные зборы. Как бы там ни было, но по ПК 1645, 1646 и 1647 годов находим записи '' збежал безвестно'' или ''избежал на Вятку''.

Я склоняюсь к целенаправленной деятельности. Аналоги видим и в настоящее время. Хотя бы тот же дальневосточный гектар. 

Черный лес - это государственный лес, по аналогии с черными деревнями.

Увеличение сборов связано с возросшими потребностями государства  в связи со Смоленской войной, сокращением добычи соли и поступления пушнины из Сибири. Об этом говорится в книге Е.В.Чистяковой "Городские восстания в России в первой половине XVII в." А целенаправленно увеличивать налоги, чтобы привлечь крестьяне на новые земли, это маловероятно. 

Юрий Серафимович, Вы не внимательно читаете: увеличен налог в Сольвычегодском уезде, а в Хлыновском и Котельничском уездах начался активный процесс раздачи земли в оброк, т.е. развивались оброчные, а не тяглые отношения. И хотя сам оброк по деньгам был в 1,5-2 раза выше, чем оброк в составе тягла, но в целом оброк, как форма налога, был меньше тягла. Таким образом у крестьян был резон переселяться. Тем более, что земли здесь по качеству лучше. Если в Сольвычегодском уезде ''худые'' и ''средние'', то здесь ''средние'' и ''добрые''. И ещё момент: в Сольвычегодском уезде уезде нужно было покупать земли, а это 5-20 руб. за двор (очень большие деньги по тому времени), то на Вятке земли давали бесплатно, да ещё предоставляли льготу на 1-3 года. Подобные отношения в Сольвычегодском уезде начались после 1640-х годов (точную дату не помню), когда размер тягла был значительно уменьшен за счёт добавки земли ''в живыщих''. Но это опять же тема для другого блога. 

Александр Фёдрович, опять Вы меня, к сожалению, не поняли. Я не возражал Вам, а дополнял Ваш комментарий. Но неужели Вы считаете , что московское правительство целенаправленно давило сольвычегодских и устюжских крестьян, чтобы они бежали на Вятку или в Сибирь с целью их освоения? Впрочем, для правительства было важно, чтобы крестьянин оставался тяглецом, живёт он в Поморье, на Вятке или в Сибири, а то, что он снялся со своего места, так это забота местных властей (кстати, и с Вятки тоже бежали в Сибирь). Я думаю, что всё от этих местных властей и зависело: если сольвычегодские и устюжские воеводы ограничивались лишь увеличением сбора податей и репрессивными методами их сбора, то вятские перешли к более прогрессивной форме налогообложения - оброку, чем и привлекали крестьян на свои земли. Немалую же роль играла разница в качестве земли на Севере и Вятке. А с 1640-х годов оброк и льготы всё больше и больше стали внедряться и в Сольвчегодском уезде, в результате чего в переписи 1677-1682 гг. отмечено значительное возрождение заброшенных земель.     

Александр Фёдорович , вы санкционировали здесь продолжение разговора , но при этом Вы указали мне на ряд несостыковок в моем тексте : Лальск был основан намного позже , дорога-зимник если и была ,то в другом исполнении . Также Вас не смущает низкое плодородие ,мол скотоводство дает навоз , который повышает плодородие. И , конечно , я Вас понимаю в желании конкретного результата .

Уважаемый Александр Фёдорович . Я не оговорился и не ошибся по Лальску , даже где-то специально его упомянул на рубеже 1499 года . Да я знаю википейдную красивую легенду о бегстве 60 семей новгородцев в 1565 году от погрома Ивана Грозного В.Новгорода , мол они долго плутали , дошли до Устюга В. , ещё вёрст 80 на восток и основали в излучине р.Лала поселение Лальск в 1570 году. Также мне известны споры историков и местных краеведов о Верхнелалье и Нижнелалье , а Лальский погост где-то посредине с заволоцкой чудью ,как собирательное имя различных местных племён: зыряне,лопь,самоеды,весь,пермь,югра и т.д.   Я уже говорил , что тема Онтропьевой слободы и Лальского района для меня побочный элемент исторических познаний, и Лальск я упомянул сознательно по одной причине - так же как Ваша купчая известна по Дрищеву прислону от 1539 года , так же известны как минимум две купчие по деревням Юрьева гора и Васильева в 6-10 верстах друг от друга соответственно 1525г. и 1529 г. , а Ляльский погост посредине( и эти фамилии предлагаю запомнить ). Если мне не изменяет память , об этих купчих ещё упоминал Лальский краевед Понамарёв. Главное другое , это тоже ямщицкие станции , которые примерно к 1550 году образуют Лальский ям ,как один из трёх на Сольвычегодской земле : ещё Ильинский и Спасский .

 По вопросу зимников.Так таковой единой дороги через Онтропьеву слободу и не было по объективным причинам. Большая река зимником служить не могла ( Луза ,Лала ) в силу её "подвижности " зимой , а малые речушки всё время меняли своё русло ( типичное поведение речушек в условиях болот на вечной мерзлоте) , поэтому тракт-зимник это направление движения по параллельным дорожкам с ориентирами на поселения с ямщицкими станциями , где кров ,ночлег , припасы и т.д. Поэтому нельзя говорить об какой-то одной дороге-тракте , так как это понятие в Онтропьевой слободе.

 Анализ всех ранних купчих до 1620 года по Лальскому району в сочетании с переписью 1620 года показывает , что подавляющее крестьянство было " безпашенным " , т.е. земледелие для них дело было третье , а на первом месте -торговля . Кстати и ремеслиничество слабенько представлено , но среди них особняком кузнецы как " передвижной шиномонтаж " - у них в глазах рябило о количества подкованных за день лошадей на тракте. А местное население всё произведенное или вырасщенное успешно сбывало на постоялых дворах ( и скот держали , навоз был , но главный навоз с дороги от лошадей).

 

 

Сергей Владиславович, я поддерживаю Вашу версию основания Лальска не в 1570 году, а как минимум, веком раньше, в результате завоевания Новгорода Иваном III. На эту тему у меня есть большое исследование, но пока его не публикую, т.к. не хватает одного существенного доказательства, а ограничиться простыми логическими рассуждениями не хочу. Тем не менее, сделаю несколько замечаний. Во-первых, в 1505 году в Лальске не могло быть таможни, поскольку она появилась, когда открылся путь в Китай, т.е. в XVII в. Кстати, первое из известных упоминаний о Лальском погосте относится только  к 1609 гду. Во-вторых, Вы путаете Лальскую волость Сольвычегодского уезда и Ляльскую волось Пустозерского уезда (с. Ляли в респ. Коми), а это совершенно разные местности. В-третьих (не существенно) - Лальск находится не между Верхнелальем и Нижнелальем: Лальск стоит почти в устье р. Лалы, Нижнелалье - это среднее течение Лалы, а Верхнелалье - верхнее течение. 

Извините , Юрий Серафимович , я говорю именно о Лальске в 80 верстах от В.Устюга ,применительно к теме Александра Фёдоровича . Но раз Вы упомянули о таможне в Лальске и при этом упомянули русского купца ,который в конце XVII , ходил по заданию молодого Петра I с торговым обозом в Китай через Лальск ( за что потом Петр вручил ему именной золотой кубок ), то  следующее : действительно в 1499/1500 году Семён Курбский учредил г.Пустозёрск как воеводский центр Югры с приказной и таможенной избой . Но Пустозёрск фактически до 1580 года был " изолированным " центром , а таможенный голова Пустозёрский трудился на выезде в Лальске ( один в один история повторилась в 1700 году , когда один из моих предков -таможенный голова в Тобольске службу нес на Таре ). Тот же Лальский краевед Понамарёв рассказывая про девять башен Лальского острога увязывает название одной из них с таможенной легендой.

Сергей Владиславович, я понял, что Вы говорите именно о Лальске. Но какое отношение он имеет к Пустозерску? "Пустозерский таможеный голова трудился на выезде в Лальске"! 800 км. по прямой линии, а в те времена - по тундре и тайге! Вы о чём это? Предоставьте, наконец, хоть одно доказательство Ваших выводов! Я прошёлся по ссылкам, что вы мне давали относительно Онтропьевой слободы и  Андрея Евтропьева (Вычегодско-Вымская летопись, История Сибири и др.), кстати, почти всё это мне было известно, и ничего из того, что Вы утверждаете, там не нашёл. Ваши выводы годятся только для художественного произведения. О какой "таможенной" легенде Вы говорите? Я читал книгу Пономарева, ничего подобного там нет. Или я что-то пропустил? Укажите, пожалуйста, страницу. 

Юрий Серафимович.

Крайней точкой похода С.Курбского ( через Лузский район ) стал основанный им Пустозёрск. Историческим фактом в любых источниках , что этот воеводский центр с 1505 по 1580 год был только на бумаге воеводским центром , там вообще не было ни воеводы , ни приказной избы ,ни таможни . И вообще до 1580 года Пустозёрск был Пермью Великой . Только назначенный воевода в 1580 году сделал описание и Онтропьева слобода наконец-то попала  в Устюжский уезд. Всю документацию , включая таможенные книги Пермского периода остались в Перми.

В 2019 году весной я ,будучи в Перми по своим делам , плотно общался с преподавателями исторического факультета Пермского университета по Вычегодской истории , смотрел кучу всяких документов , взял себе интересующие меня копии , стенографировал информацию ,память у меня профессиональная . Еще раз говорю ,  Онтропьева слобода и Лузский район вне моих интересов , а только элемент познаний.

Здесь ,я высказываюсь только применительно к факту -Лальский ямщицкий ям,  в составе которого ряд ямщицких станций , и он обеспечивал восточное направление от В.Устюга. Западное направление от В.Устюга ( по дороге из Тотьмы) обеспечивал Спасский ям , а Московское направление (через Нижний Новгород ) обеспечивал Ильинский ям ( слобода ).

Страницы